Золотые Страницы Формулы 1 1976

Десять фактов о сезоне-1976 в Формуле-1

В 1976 году в чемпионате мира дебютировала одна из самых известных машин в истории Формулы-1. У болида Tyrrell P34 было шесть колёс (да, в давние годы технический регламент позволял многое), причём у четырёх передних колёс диаметр составлял всего 10 дюймов. Такое решение было выбрано с целью уменьшить лобовое сопротивление передних колёс. Не сказать, что шестиколёсная машина, которая по сей день вызывает симпатии многих своим оригинальным подходом, была лучше четырёхколёсных, но явно им не уступала. В 1976-м Джоди Шектер занял третье место в общем зачёте, а на Гран-при Швеции «Тиррелл» и

У болида Tyrrell P34 было шесть колёс (да, в давние годы технический регламент позволял многое), причём у четырёх передних колёс диаметр составлял всего 10 мм.

вовсе оформил победный дубль.

АВАРИЯ ЛАУДЫ НА «НЮРБУРГРИНГЕ»

Ники Лауда на «Нюрбургринг» приехал в качестве фаворита в борьбе за второй подряд чемпионский титул. На втором круге гонки австриец попал в одну из самых знаменитых аварий в истории Формулы-1, в которой его машина загорелась. Спасти Ники удалось, но ожоги оказались настолько сильными, что следы их видны до сих пор.

Бразилец Эмерсон Фиттипальди, к тому моменту уже выигравший два чемпионских титула, в 1976 году пустился в настоящую авантюру. После нескольких успешных лет в «Лотусе» и «Макларене» он присоединился к команде Copersucar-Fittipaldi, которую организовал совместно со своим братом Уилсоном Фиттипальди. Fittipaldi был и остаётся единственным коллективом в истории Формулы-1, который базировался в Бразилии. Неудивительно, что сезон стал для Эмерсона провальным: он заработал лишь три очка, трижды финишировав на шестой позиции, в остальных гонках его ждали неудачи. Тот сезон стал началом заката карьеры Эмерсона.

ТРИ «ФЕРРАРИ» В ИТАЛИИ

Лауда смог удивить всех. Это превосходно показано в картине Rush: глядя на то, как в его отсутствие Джеймс Хант набирает очки и побеждает, австриец максимально быстро завершил пребывание на больничной койке и вернулся за руль уже спустя 42 дня. Рвение Лауды

Неудивительно, что сезон стал для Эмерсона провальным: он заработал лишь три очка, трижды финишировав на шестой позиции, в остальных гонках его ждали неудачи. Тот сезон стал началом заката карьеры Эмерсона.

стало сюрпризом даже для его команды «Феррари», которая перед Гран-при Италии подписала Карлоса Ройтеманна. В итоге в Монце, на домашнем этапе, «Скудерия» выставила сразу три машины.

В 1976 году был установлен рекорд по количеству этапов за сезон на тот момент. Впервые в календарь Формулы-1 вошли 16 гонок. Стартовал чемпионат в Бразилии, после чего была ещё пара выездных гонок – в ЮАР и США. Затем чемпионат мира вернулся в Европу, где провёл 10 гонок, прежде чем отправиться в ещё одно выездное турне – в Канаду, снова в США и в Японию. Причём сезон начался невероятно рано: гонка в Бразилии была проведена ещё 25 января. Изначально планировалось, что открывать сезон будет Гран-при Аргентины в Буэнос-Айресе, однако этап отменили из-за финансовых проблем.

ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ ХАНТА В ИСПАНИИ И АПЕЛЛЯЦИЯ

Гран-при Испании ознаменовался скандалом. Первым в Хараме финишировал Джеймс Хант, но по итогам послегоночной инспекции на его машине выявили несоответствие регламенту – ширина оказалась на пару сантиметров больше допустимого. Победителем объявили Ники Лауду, но апелляция «Макларена» оказалась успешной. Команда доказала, что в холодном состоянии шины соответствовали регламенту, а шире стали, нагревшись во время гонки.

ПОБЕДА, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО

Новую дисквалификацию Джеймс получил на домашнем Гран-при Великобритании. Хант был участником аварии в первом повороте, после которой гонку прервали красными флагами. Гонщик вернулся в боксы, но не проехал полный круг, а воспользовался служебными дорогами. Поначалу его не допустили к рестарту, но под давлением толпы, скандировавшей имя Ханта, изменили своё решение. Однако «Феррари» подала протест, который был удовлетворён, и победителем признали Лауду.

КОНЕЦ КАРЬЕРЫ ЭЙМОНА

Сезон-1976 стал заключительным в карьере новозеландского гонщика Криса Эймона, который выступал в Формуле-1 с 1963 года. За свою карьеру Крис сменил множество команд. Он успел погоняться и в составе больших команд вроде «Феррари», «Марч» и «Тиррелл», и даже выставил свою собственную в 1974-м. Но знаменита его карьера совсем другим фактом: он считается одним из лучших гонщиков среди тех, кто так и не одержал ни

Отдельно надо подчеркнуть, что Гран-при Австрии 1976 года – последняя до настоящего момента гонка, на старт которой не вышла «Феррари», чей пилот Лауда попал в аварию за две недели до того.

одной победы. Крис принял участие в 108 Гран-при, стартовал 96 раз, но ни разу не был первым. На подиуме он был всего 11 раз, очков набрал 83. Крис ушёл, несмотря на то что у него было предложение о проведении полного сезона в 1977-м. Наибольшее влияние на решение Эймона оказала авария Лауды: на рестарт в Германии Крис выйти отказался, и его уволили из команды Ensign.

В 70-х в моде в Формуле-1 ещё были внезачётные гонки. Их в 1976-м состоялось две: в марте в Брэндс-Хетч прошла «Гонка чемпионов», в апреле в Сильверстоуне – гонка на призы Британского клуба гонщиков (BRDC). Обе уверенно выиграл Джеймс Хант. Впрочем, представительство было не таким сильным, как в гонках Формулы-1, и Лауда там не гонялся.

ЕДИНСТВЕННАЯ ПОБЕДА «ПЕНСКЕ»

В сезоне-1976 знаменательного результата смогла достичь известная американская команда «Пенске». Знаменитый коллектив выступал в чемпионате мира с 1974-го по 1976-й, и на заключительный сезон в Формуле-1 пришёл самый большой успех. Первая половина сезона вновь прошла ни шатко ни валко, был лишь один финиш в очках. Зато во Франции и Великобритании Джон Уотсон два раза подряд финишировал на подиуме, а в Австрии поднялся на высшую ступень пьедестала. Победа стала для «Пенске» единственной не только в Формуле-1, но и вообще на европейской территории. Отдельно надо подчеркнуть, что Гран-при Австрии 1976 года – последняя до настоящего момента гонка, на старт которой не вышла «Феррари», чей пилот Лауда попал в аварию за две недели до того.

Золотой век

7 эпох Формулы 1 – Часть 1

Болельщики часто вспоминают так называемый «золотой век» Формулы 1 и говорят, что Ф1 уже не та, критикуя современное положение дел в чемпионате. Но что такое «золотой век» Формулы 1?

Когда был этот золотой век? В 1950-х? Когда от дорожных машин болиды Ф1 отличались только открытыми колесами? В 1960-х? Когда гоночные автомобили еще выступали без передних антикрыльев? В 1970-х? Когда моду задавали команды, использующие моторы Cosworth DFV? Быть может, это были 1980-е, когда моторы были настолько же мощными, насколько и ненадежными?

1. 1950–1960 годы – эра бесстрашных супергероев

Гонщиков, болельщиков и фотографов той эпохи можно назвать именно так. Посудите сами. Первые из них мчались на сумасшедшей скорости без каких-либо ремней безопасности и страховки на скорости до 300 км/ч иногда на протяжении более трех часов и преодолевали до 500 километров за гонку. Мастером той эпохи является пятикратный чемпион мира Хуан Мануэль Фанхио. Говоря о нем, всегда вспоминают и о четырехкратном вице-чемпионе мира Стирлинге Моссе.

Это были люди, которые гонялись в обычных рубашках, иногда с галстуком-бабочкой, как Майк Хоторн, и поначалу в кожаных головных уборах, которые в наше время язык не повернется назвать «шлемами». Вряд ли сейчас найдется еще один Мосс, который заступится за своего соперника и выступит против его дисквалификации и в итоге — проиграет чемпионат.

Вторые толпами собирались на обочине трассы, приветствуя гонщиков. Это не один раз приводило к массовым трагедиям не только в Формуле 1, но и других соревнованиях, например, в Ле-Мане. Третья категория участников Гран-при — фотографы — пользовалась безграничной свободой на трассе и, стоя в сантиметрах от проносящихся машин, делала самые эмоциональные, живописные и красивые фотографии Королевы автоспорта.

Ferrari 500

Vanwall VW5

Maserati 250F

Alfa Romeo 158

Mercedes W196

Cooper T51

Ferrari D50

Cooper T53

Ferrari 246

Alfa Romeo 159

2. 1961–1973 годы – эра смертных божеств

Формула 1 мало освещалась телевидением, болельщики имели практически свободный доступ к гонщикам, и не было необходимости в создании современных «Fan Experience». Вместе с тем для фанатов пилоты оставались некими божествами. Этого уже очень давно нет. Трудно себе представить некоторых гонщиков той эпохи заигрывающими с публикой перед камерами.

В начале 1960-х еще не было аэродинамических войн, а малолитражные и легкие болиды Ф1 все равно мчались на сумасшедшей скорости. Время прохождения круга намного больше зависело от мастерства гонщиков. Это стало еще более заметным во второй половине 1960-х годов, когда на машины установили значительно более мощные двигатели, и стало сложнее удержать болид на трассе. Те машины создавались конструкторами с помощью карандашей, и только в 1968 году появились первые элементы аэродинамики. Но даже тогда обгон оставался обычным явлением.

В 1968 году впервые национальные цвета команд заменили на цвета спонсоров. Но гонщики продолжали зарабатывать так называемые «разумные» деньги, путешествовали обычными авиарейсами и дорожили дружбой друг с другом. Правда, это, скорее всего, было связано с тем, что Франсуа Север назвал так: «Смерть прописана в наших контрактах».

Читать еще:  Трекер Gps Маяк 001 Отзывы

Только четыре из тринадцати сезонов завершились без гибели гонщиков. За это время погибли 14 пилотов – более половины за все существование чемпионата мира. Если бы не трехкратный чемпион той эпохи Джеки Стюарт, который едва ли не первым заговорил о безопасности в гонках, неизвестно, что стало бы с Королевой автоспорта и ее пилотами. Каждый гонщик Ф1 последующих 50 лет обязан этому шотландцу.

Tyrrell 003

Ferrari 156

Matra MS80

3. 1974–1982 – эра множества талантов и моторов Cosworth

После ухода Джеки Стюарта в пелотоне не осталось ни одного гонщика его уровня, но было очень много талантливых молодых пилотов, которые и стали суперзвездами ближайшего десятилетия. Именно такое их обилие, отсутствие технического прогресса и стремления к нему характеризуют начало той эпохи.

Тогда состоялось сразу три гонки, в которых принял участие 21 гонщик, который уже выигрывал гонку или победил в будущем. Этот рекорд впервые установили во Франции 1978 года, когда на старт вышли Джон Уотсон, Ники Лауда (Brabham), Дидье Пирони, Патрик Депайе (Tyrrell), Марио Андретти, Ронни Петерсон (Lotus), Джеймс Хант, Патрик Тамбе (McLaren), Йохен Масс, Кеке Росберг (ATS), Карлос Ройтеманн, Жиль Вильнев (Ferrari), Эмерсон Фиттипальди (Fittipaldi), Жан-Пьер Жабуй (Renault), Клей Регаццони (Shadow), Витторио Брамбилла (Surtees), Джоди Шектер (Wolf), Жак Лаффит (Ligier), Алан Джонс (Williams), Рене Арну (Martini) и Риккардо Патрезе (Arrows).

К концу 1970-х появилось несколько новаторских решений: Lotus придумала граунд-эффект, Renault решила разворошить царство атмосферного мотора Cosworths турбодвигателями, а Michelin на Гран-при Британии-1977 впервые воспользовалась радиальными шинами. К слову, в том этапе приняли участие 36 гонщиков, 26 из которых пробились на старт – все они уместились в 1,86 секунды. Турбодвигатели начали захват Ф1, но были ненадежными – в 1982 году, через 15 лет после появления в Ф1, моторы Cosworths DFV V8 взяли последний чемпионский титул.

К концу эпохи власть в Ф1 захватил Берни Экклстоун и навсегда изменил чемпионат. А для некоторых болельщиков 1974–1982 годы навсегда останутся самыми яркими и красочными — вспомнить хотя бы многочисленные сигаретные ливреи. В месте с этой эпохой из Ф1 исчезли и клиентские команды.

Гран При Германии’76: Пожар в аду

В событиях гоночного сезона-1976 современные поклонники Формулы 1 с легкостью отыщут множество знакомых черточек. Год прошел под знаком противостояния Ferrari и McLaren и был отмечен множеством скандалов самого разного калибра. А решилось все в самой последней гонке, при весьма интересных условиях – и не в пользу фаворита.

Начиналось же все, впрочем, достаточно спокойно. После прошлогоднего успеха Ники Лауда не собирался останавливаться и с помощью Клея Регаццони довел выигрышную серию Ferrari 312T до пяти Гран При подряд. К началу европейской части сезона подоспела еще более быстрая 312T2 – главным внешним отличием новинки стало отсутствие высокого «горба» воздухозаборника, запрещенного новыми правилами. Слишком уж часто эти огромные «ноздри» стало срывать на высокой скорости сопротивлением воздуха.

Тем временем обозначился и главный соперник пилотов Скудерии. Лидер команды McLaren с каждым этапом сокращал свое отставание от красных машин. Но был это вовсе не Эмерсон Фиттипальди – зимой бразилец поразил весь паддок своим решением. Он принял предложение своего брата Вильсона и перешел в команду Copersucar-Fittipaldi. Фактически, это стало концом блистательной карьеры Эмо. Несколько вымученных подиумов за пять лет, крах команды и завершение в 30-летнем возрасте столь многообещающей карьеры. Потом Фиттипальди уехал за океан, где еще не раз поднимался на вершину подиума, но к Формуле 1 эта история уже не имела никакого отношения.

На место Эмерсона Тедди Мейер пригласил Джеймса Ханта. Команда Hesketh лишилась денег своего основателя, и британец не раздумывал над предложением ни секунды. К слову, машины Хескета купил канадский бизнесмен Уолтер Вольф, который стал еще и новым хозяином команды Williams. При этом самого Фрэнка Уильямса он вскоре выставил за порог – но вновь не будем отвлекаться от темы.

В испанской Хараме Хант на трассе опередил Лауду и выиграл. После финиша выяснилось, что его McLaren M23 чуть шире, чем допускают правила. Джеймса дисквалифицировали, но команда опротестовала это решение, объяснив его температурным расширением шин – и в итоге все ограничилось штрафом в три тысячи тогдашних долларов.

Лауда продолжал победную серию, но его соперник вновь победил во французском Поль Рикар, воспользовавшись поломкой Ferrari, а затем повторил этот успех на домашнем Брэндс-Хэтч. Правда, Скудерия оспорила этот успех – после стартового завала Хант пересел на запасную машину. После многочисленных разбирательств суд снял Джеймса, и победа досталась Лауде.

Неудивительно, что в такой ситуации атмосфера в паддоке была далека от благополучия, и даже огромный отрыв от преследователей не позволял Ники вздохнуть свободно. Из Брэндс-Хэтч команды перебрались на Нюрбургринг. После череды трагических происшествий в минувшие сезоны безопасность уже не была пустым словом. Новый сезон пока обходился без трагедий, но все понимали, что ждать их можно было в любую минуту. Поэтому-то гонщики и ворчали по поводу низкой безопасности Зеленого ада, где ограждена была далеко не вся 22-километровая трасса, а песчаных ловушек было раз-два и обчелся.

Когда перед стартом начал накрапывать дождь, это во много раз повысило вероятность происшествий. Но лишь показавший в квалификации девятое время Йохен Масс благоразумно переобул свой McLaren в дождевые шины. Уже на первом круге закрутило Регаццони, погода еще ухудшилась, и пилоты один за другим потянулись в боксы. На второй круг немец ушел лидером, намного опережая всех преследователей. А третьего круга зрители так и не увидели.

Несмотря на замену резины (а может быть – стремясь отыграть потерянное на ней время) Лауда потерял контроль над машиной в повороте Bergwerk. Ferrari протаранила отбойник, врезалась в земляную насыпь и отскочила обратно на трассу. Из-под днища показались языки пламени. Следом за австрийцем по трассе мчались сын знаменитого британского летчика Гай Эдвардс (Hesketh), его напарник – австрийский журналист и обладатель колоритных усов Харальд Эртль и бывший морской пехотинец, прошедший Вьетнамскую войну американец Бретт Лангер (Surtees).

Первому удалось объехать Ferrari, двое других врезались в горящую машину. Все трое тут же выбрались из машин и бросились выручать коллегу из беды. Вскоре к ним присоединился и экс-пилот Ferrari Артуро Мерцарио, ныне выступающий за Wolf-Williams. Общими усилиями гонщики вызволили потерявшего сознание Лауду из кокпита, и того срочно переправили в госпиталь Маннгейма.

Несколько дней жизнь лидера чемпионата висела на волоске, но тренированный организм справился с серьезными ожогами лица и рук. Угроза миновала. Тем временем Джеймс Хант выиграл возобновленный Гран При Германии, отмеченный многочисленными авариями и разворотами, обошедшимися, к счастью, лишь разбитой техникой. Джоди Шектер финишировал вторым на шестиколесном Tyrrell, Масс дополнил успех McLaren третьим местом.

Остальные очки достались Карлосу Пасе из Brabham (команда выступала не на Косвортах, а на достаточно мощных, но капризных моторах Alfa Romeo), шведскому пилоту Лотуса Гуннару Нильсону и немцу Рольфу Штоммелену. Тот планировал выступать на частном Brabham, но машину прямо по ходу уик-энда арестовала полиция по иску ее бывшего владельца, швейцарца Лориса Кесселя. Пилот не растерялся и взамен взял запасной автомобиль в команде Берни Экклстоуна – как оказалось, не зря.

Ники Лауда поразил мир Ф1, вернувшись за руль через полтора месяца после трагедии. С перебинтованной головой и руками он финишировал в Монце четвертым – после финиша бинты были пропитаны кровью. Хант выиграл в Моспорте и Уоткинс-Глене, и имя чемпиона должна была назвать финальная гонка – первый в истории Ф1 Гран При Японии.

Над трассой Фудзи лил проливной дождь и Ники уже после первого круга гонки свернул в боксы и прекратил борьбу – продолжать движение было слишком опасно. После множества перестановок его соперник все же смог финишировать третьим и с преимуществом в одно очко стал новым чемпионом мира. Но Лауду просто язык не поворачивается назвать в этой ситуации проигравшим.

В это время слушали.

1. ABBA – Greatest Hits
2. Beach Boys – 20 Golden Greats
3. Demis Roussos – Forever And Ever
4. Rod Stewart – A Night On The Town
5. Glen Campbell – 20 Golden Greats
6. Eagles – Their Greatest Hits 1971-1975
7. Slim Whitman – Very Best Of Slim Whitman
8. Queen – Night At The Opera
9. Bob Dylan – Desire
10. Wings – Wings At The Speed Of Sound

Тем из нас, кому за…, достаточно единого взгляда на этот список, чтобы нахлынули бурные воспоминания, произошел выброс адреналина, и кровь застучала в висках со скоростью 120 ударов в минуту. Потому что под эту музыку проходила наша веселая молодость, безответственная, джинсовая и рок-н-ролльная: это девчонки, это сухое болгарское (венгерское, румынское) вино (пиво, портвейн, etc., ненужное зачеркнуть), это сумасшедшие деньги, которые мы платили за фирменный винил (и откуда только брали?), каждая единица которого в среднем стоила столько, сколько ящик вышеупомянутого «сухача». Night At The Opera, впрочем, стоил дороже…

Читать еще:  Tiguan 2 0 Tsi Технические Характеристики

Но не в этом дело: трепещут фибры и струны, из которых по некоторым данным, состоят наши души, потому что это была воистину великая музыка. Ну, не вся, разумеется, кое-что время уже стерло, но есть в Top-10 1976 года немало того, чем человечество не может наслушаться до сих пор.

Взгляните на списки самых продаваемых дисков начала года нынешнего: там вы найдете все тот же The Queen: разом все три выпуска лучших вещей, которые нынче продаются в одной коробке, там вы найдете новый диск Eagles, первый студийный альбом (да еще двойной!), который американские ветераны записали за 13 лет… Там вы увидите еще с десяток фантастических музыкантов и команд, чьи творения мир по-настоящему распробовал именно в 70-х: Led Zeppelin, Эрик Клэптон, Вэн Моррисон, Боб Марли, имя им легион…

Не это ли самая лучшая иллюстрация к древнему тезису о связи времен?

В это время, в новостях.

13/01/76 — Аргентина разрывает дипломатические отношения с Великобританией ввиду обострения обстановки вокруг Фолклендских островов.

21/01/76 — Начались первые регулярные полеты британо-французского сверхзвукового пассажирского авиалайнера «Конкорд» по маршрутам «Лондон – Бахрейн» и «Париж – Рио-де-Жанейро».

31/01/76 — Население Земли достигает четырёх миллиардов человек.

24/02/76 — Губернатор штата Джордия Джимми Картер неожиданно побеждает на первичных выборах кандидата в президенты от Демократической партии, проводившихся в Нью-Гемпшире.

31/05/76 — Сирийские танки и войска вступают на территорию Ливана.

24/06/76 — Намерение польского правительства значительно повысить цены приводит к беспорядкам в промышленных районах страны.

27/06/76 — Палестинские террористы захватывают авиалайнер французской авиакомпании «Эр-Франс» и вынуждают экипаж посадить его в аэропорту угандийского города Энтеббе. В июле израильский спецназ проведет фантастически дерзкую операцию и освободит 110 заложников.

02/07/76 — Официальное объединение Северного и Южного Вьетнама.

04/07/76 — В США проходят национальные празднества по случаю 200-летнего юбилея подписания Декларации независимости.

18/07/76 — В Ницце (Франция) происходит ограбление банка, в ходе которого похищена рекордная сумма денег – около 12 миллионов долларов. Злоумышленники проникли в хранилище банка, прорыв ход из канализационного туннеля.

21/07/76 — Боевики из Ирландской республиканской армии убивают в Дублине британского посла в Ирландии Кристофера Иверт-Биггса.

28/07/76 — Мощнейшее землетрясение в Китае силой до 8,3 балла приводит к гибели более полумиллиона человек.

09/08/76 — В СССР Осуществлен запуск автоматической станции «Луна-24». Аппарат совершил полет к Луне, спустился на ее поверхность, а 22 августа возвратился на Землю, доставив образцы лунного грунта, взятого с глубины около двух метров.

09/09/76 — В Китае умирает председатель ЦК Коммунистической партии Мао Цзедун.

07/10/76 — В Китае преемником Мао Цзедуна на посту председателя ЦК Коммунистической партии назначен Хуа Гофен. «Банда четырех», в состав которой входит и вдова Мао Цзедуна, арестована по обвинению в организации заговора с целью захвата власти.

02/11/76 — На президентских выборах в США победу одерживает демократ Джимми Картер.

15/11/76 — Сирийские войска стремятся установить контроль над Бейрутом.

18/11/76 — «Обменяли хулигана на Луиса Корвалана»: СССР обменял диссидента Владимира Буковского на бывшего генерального секретаря компартии Чили Луиса Корвалана, который со времени прихода к власти Пиночета находился в концлагере. Напомним, это тот самый Владимир Буковский, который только что пытался выдвинуть свою кандидатуру на пост президента России.

Формула-1 в сезоне 1976

Сезон Формулы-1 1976 года — 27-й чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1», проводившийся FIA. Чемпионат прошёл с 25 января по 24 октября и состоял из 16 этапов.

Содержание

Общие сведения о регламенте чемпионата

Зачет пилотов

Очки зарабатывали первые шесть лучших пилотов гонки, которые получали 9, 6, 4, 3, 2 и 1 очков соответственно. В личном зачете пилотов учитываются результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок.

Кубок конструкторов

Конструкторы получали по 9, 6, 4, 3, 2 и 1 очков в зависимости от результатов гонки. В зачет шел только лучший результат. При подсчете очков учитывались результаты 7 лучших из 8 первых гонок и 7 лучших из оставшихся 8 гонок.

События чемпионата

Обзор чемпионата

Кубок конструкторов

Личный зачет

В таблице перечислены результаты всех Гран-при сезона. Строками таблицы являются пилоты или конструкторы, упорядоченные по их положению в чемпионате мира, а столбцами — этапы чемпионата. В каждой клетке указан результат гонщика. Дополнительно он обозначен цветом. Расшифровка обозначений и цветов представлена в нижеследующей таблице.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Формула-1 в сезоне 1976» в других словарях:

Формула-1 в сезоне 2010 — 61 й Чемпионат мира Формулы 1 ◄ 2009 Сезон 2010 2011 ► … Википедия

Формула-1 в сезоне 2011 — 62 й Чемпионат мира Формулы 1 ◄ 2010 Сезон 2011 2012 ► … Википедия

Формула-1 в сезоне 2012 — 63 й Чемпионат мира Формулы 1 ◄ 2011 Сезон 2012 2013 ► … Википедия

Формула-1 в сезоне 2007 — 58 й Чемпионат мира Формулы 1 ◄ 2006 Сезон 2007 2008 ► … Википедия

Формула-1 в сезоне 2009 — 60 й Чемпионат мира Формулы 1 ◄ 2008 Сезон 2009 2010 ► … Википедия

Формула-1 в сезоне 2013 — 64 й Чемпионат мира Формулы 1 ◄ 2012 Сезон 2013 2014 ► Портал:Формула 1 Сезон 2013 года Формулы 1 64 й сезон Формулы 1. Cтанет последним сезоном в котором используются 2,4 литровые двигатели V8 … Википедия

Формула-1 в сезоне 2008 — 59 й Чемпионат мира Формулы 1 ◄ 2007 Сезон 2008 2009 ► … Википедия

Формула-1 в сезоне 1950 — 1 й Чемпионат мира Формулы 1 ◄ нет Сезон 1950 1951 ► Чемпион мира … Википедия

Формула-1 в сезоне 1975 — 26 й Чемпионат мира Формулы 1 ◄ 1974 Сезон 1975 1976 ► Чемпион мира … Википедия

Формула-1 в сезоне 1977 — 28 й Чемпионат мира Формулы 1 ◄ 1976 Сезон 1977 1978 ► Чемпион мира … Википедия

Золотые Страницы Формулы 1 1976

10 мгновений 90-х годов

Десять лет — это целая эпоха в истории Формулы-1! Век почти всех великих чемпионов «большого цирка» равен десятилетию. За десять лет успевает смениться поколение гонщиков, неузнаваемо преобразиться облик автомобилей. Размеренные 50-е, романтические 60-е, сумасшедшие 70-е. 80-е — «золотой век» Формулы-1! Чем запомнятся нам 90-е?

Гонщик десятилетия Михаэль Шумахер

«Он слишком талантлив, ему даже не нужно было трудиться. »

Михаэль Шумахер пришел в Формулу-1 в конце лета 1991 года и почти сразу стал звездой первой величины. В 1992-1993 годах молодой немец оказался единственным, кто наравне с Айртоном Сенной мог противостоять непобедимым Williams. Но это была лишь проба сил. «Выиграть у Проста и Сенны для меня не самоцель. Я молод и могу подождать своего часа», — говорил Михаэль в 93-м. Хотя тогда немец едва ли предполагал, что его час наступит столь скоро и через год, когда ни Сенны, ни Проста уже не будет в Формуле-1, он впервые станет чемпионом. Через год немец снова на вершине. Но в 1996-м, переходя в Ferrari, Михаэль вряд ли догадывался, каким долгим будет путь к третьему титулу. «Шумахер сочетает в себе идеальную комбинацию качеств, необходимых чемпиону», — считает Ники Лауда.

Выиграв чемпионаты 1994, 1995 и 2000 годов, Михаэль заслужил право называться лучшим гонщиком своего десятилетия, а, может быть, и XX века. Но и целый век оказался для немца слишком коротким. Став чемпионом 2001 года, Михаэль Шумахер продолжает увеличивать счет своих побед.

Дуэль десятилетия Сенна-Мэнселл, Монако ’92

«Айртон изучил эту трассу как свои пять пальцев и знает, как сделать машину чуть шире, чтобы защитить свою позицию. »

Из-за безоговорочного преимущества Williams сезон 1992 года получился одним из самых скучных. Но три последних круга Гран При Монако будут вспоминать еще не одно десятилетие.

За семь кругов до финиша Найджел Мэнселл лидировал в гонке с огромным преимуществом, и, казалось, победа была уже у него в кармане, но. «Когда я в очередной раз выехал из туннеля, зад машины неожиданно осел», — вспоминает Мэнселл. От вибрации ослабла гайка крепления заднего колеса, но тогда этого еще никто не знал, и, потеряв кучу времени на смену резины, Найдж вернулся на трассу позади Сенны. «Я понимал, что на последних трех кругах он пойдет ва-банк, но моя резина уже износилась, сцепление с трассой было отвратительное. Я ехал как по льду», — признавался Айртон. Мэнселл мог проходить круги за 1.21, в то время как Сенна ехал на четыре (!) секунды медленней. Тем не менее бразилец так и не дал Найджелу пространства для обгона на двух последних кругах. Взбешенный Мэнселл кидал машину из стороны в сторону, в отчаянии стремясь перекрестить траектории, даже пытался атаковать по внешнему радиусу в «шпильке» Rascasse. Но все тщетно! Сенна удержал лидерство и выиграл гонку в Монако. В пятый раз! «Я не в претензии, Айртон имел право делать то, что он делал. Защищался он блестяще!» — признался после финиша обессиленный Мэнселл.

Читать еще:  Сколько Время Сейчас В Японии

Курьез десятилетия Быстрейший круг Сенны, Донингтон ’93

«Заехав на пит-лейн, я увидел, что механики только выкатывают резину из боксов, и вернулся на трассу. »

Сегодня, когда скорость на пит-лейн ограничена, этот «трюк» повторить уже невозможно. Да и тогда, девять лет назад, это казалось чем-то совершенно невероятным. Во время Гран При Европы в Донингтон-парке Айртон Сенна показал быстрейший круг в гонке, проехав по пит-лейн! То была одна из лучших гонок Волшебника. А быстрейший круг — последний в жизни Сенны — оказался самым курьезным. К середине гонки над автодромом в очередной раз заморосил дождь, и в конце 41-го круга Сенна завернул в боксы за дождевой резиной. Однако механики не успели приготовить колеса, и Айртон, не снижая скорости, вернулся на трассу. Но поскольку в Донингтоне въезд на пит-лейн находится метров за сто пятьдесят до последнего очень медленного поворота «Годдард», а сам гаражный переулок гораздо короче стартовой прямой, проехав по пит-лейн, сам того не подозревая, Сенна показал быстрейший круг в гонке: 1’18.029 — на семь с лишним секунд быстрее, чем он мог идти по трассе при тех же погодных условиях. И даже когда асфальт вновь высох, никто так и не смог подобраться ко времени Айртона ближе чем на 1,35 секунды.

Разочарование десятилетия Майкл Андретти, 1993 год

«Уверен, уже в следующем году Майкл способен выиграть первый Гран При, а потом и стать чемпионом мира…»

Рон Деннис, октябрь 1992 года

Когда-то американские гонщики задавали тон в Формуле-1. Достаточно вспомнить Фила Хилла, Марио Андретти, Дэна Герни. Но в 90-е годы лишь один гонщик из США, сын последнего американского чемпиона мира, чемпион серии CART Майкл Андретти попробовал свои силы в «королевских гонках» и. бесславно провалился. Это был крах, по сравнению с которым меркнет даже неудача Занарди в 99-м.

Когда в конце 1992 года Майкл подписал контракт с McLaren, он не скрывал своих радужных надежд и не переставал восхищаться «королевой автоспорта»: «Эти гонки всегда были моей мечтой. Что бы ни говорили мои соотечественники, Формула-1 — это вершина для любого гонщика, и я надеюсь покорить ее!» Увы, вскоре из мечты Формула-1 превратилась для Майкла в кошмар. Из 13 гонок в шести он вылетел с трассы, причем в трех — на первом же круге. Едва не сломал себе шею в Бразилии и, набрав всего семь очков, еще до окончания сезона бесславно вернулся на родину.

Трагедия десятилетия Гибель Сенны и Ратценбергера, Имола ’94

«Я был ошеломлен гибелью Ратценбергера, а смерть Айртона сделала этот уик-энд самым черным в истории автогонок…»

Конечно, история автоспорта знала и более страшные трагедии. Достаточно вспомнить хотя бы унесшую 80 жизней катастрофу в Ле-Мане летом 1955 года или аварию фон Трипса в Монце-61. Но еще никогда до черного уик-энда в Имоле в Формуле-1 не случалось за два дня сразу три аварии со смертельным исходом.

В субботу во время квалификации в самом быстром месте трассы перед поворотом «Вильнев» на скорости 314 км/ч оторвалось антикрыло на Simtek Роланда Ратценбергера, и автомобиль австрийца ударился об отбойник почти в лоб. Роланда отправили на вертолете в госпиталь «Маджиоре», и через 58 минут врачи констатировали его смерть. На следующий день на старте гонки столкнулись Benetton Юрки Ярвилехто и Lotus Педро Лами. Отлетевшие в толпу зрителей обломки смертельно ранили итальянского полицейского.

А еще через пятнадцать минут в скоростном повороте «Тамбурелло» оборвалась жизнь трехкратного чемпиона мира, бразильца Айртона Сенны.

Столкновение десятилетия Шумахер-Хилл, Аделаида ’94

«Будь я на месте Хилла, никогда не попал бы в такую глупую ситуацию. »

Перед последней гонкой сезона-94 в австралийской Аделаиде двух претендентов на титул Михаэля Шумахера и Дэмона Хилла разделяло всего лишь одно очко. Со старта вперед вырвался Шумахер. Но Хилл не отставал и держался в нескольких секундах позади. На 36-м круге при выезде на «Флиндез-стрэйт» Михаэль ошибся и зацепил отбойник. На трассу он вернулся со сломанной подвеской, и ослепленный близостью заветного титула Хилл уже в следующем повороте бросился атаковать. Но Шумахер не ушел с траектории и подставил бок «раненого» Benetton под левое колесо Williams. «Дэмон неправильно выбрал место для атаки, с какой стати я обязан был уступать? Разве не должен пилот в каждом повороте защищать свою позицию?» — оправдывался Шумахер. В результате столкновения из гонки выбыли оба, с той только разницей, что Михаэль стал при этом чемпионом мира.

Скандал десятилетия Херес, 1997 год

«Херес навсегда останется черным пятном на моей репутации. »

Столкновение Шумахера и Вильнева, спровоцированное Михаэлем на 48-м круге последнего этапа мирового первенства 1997 года в Хересе, решило судьбу 48-го чемпионата мира. Но в историю Формулы-1 эта авария навсегда вошла как первый гоночный инцидент, повлекший за собой дисквалификацию одного из претендентов на титул. До этого, несмотря на сомнительные, а порой и откровенно грязные столкновения (между Простом и Сенной в 1989, 1990 годах на Сузуке и Хиллом и тем же Шумахером в Аделаиде ’94) FIA безмолвствовала, не решаясь наказывать новоиспеченных чемпионов. Но в 1997 году «подозреваемый» впервые проиграл чемпионат, и федерация обрушилась на него всей силой своего административного гнева, лишив Шумахера второго места в чемпионате мира. Открытым остался лишь вопрос: пошла бы FIA на такие крайние меры, стань Шумахер чемпионом мира? Многие сомневаются в этом до сих пор.

Обгон десятилетия Вильнев-Шумахер, Эшторил ’96

«Обгон по внешней стороне виража вполне возможен в Формуле-1, хотя преобладает мнение, что это не так. Опровергнуть его — тоже достижение. »

На овальных треках серии CART обгонами по внешнему радиусу никого не удивишь. Но в Формуле-1 из-за особенностей трасс и автомобилей такое случается всего несколько раз за десятилетие и под силу лишь самым смелым пилотам. В июне 1990 года, например, Найджел Мэнселл на Ferrari в последнем повороте последнего круга Гран При Мексики по внешней стороне виража знаменитой мексиканской «Параболики» опередил в борьбе за второе место McLaren Герхарда Бергера. Это был один из самых зрелищных обгонов за всю историю Формулы-1. Но вскоре гонка на автодроме имени братьев Родригес исчезла из календаря чемпионата мира, а на других трассах после трагедии в Имоле-94 практически не осталось скоростных поворотов. И все же во время Гран При Португалии 1996 года Жаку Вильневу, привыкшему к огромным скоростям американских «овалов», удалось доказать, что в Формуле-1 рано похоронили обгоны по внешнему радиусу. «Мне удалось обогнать Михаэля Шумахера в последнем повороте, применив маневр, который многие считали невозможным», — спокойно констатировал канадец.

Потеря десятилетия Lotus, 1995 год

«Я ни за что не купил бы эту команду, если бы не верил в ее потенциал. »

Дэвид Хант, 1994 год

В 90-е годы Формула-1 окончательно и, похоже, уже бесповоротно превратилась из романтического приключения в спортивный бизнес. А законы последнего оказались слишком жесткими для многих некогда великих команд. Одна за другой со сцены Гран При ушли March и Brabham, но самым тяжелым для поклонников Формулы-1 стало прощание с великой Lotus. Прекрасный цветок, взращенный когда-то Колином Чэпменом, начал увядать сразу после смерти своего хозяина в конце 1982 года. До середины 90-х лучшая команда 60-70-х годов, выигравшая за два десятилетия шесть чемпионатов мира и семь Кубков конструкторов, еще держалась на плаву и кое-как завоевывала редкие очки. Но в конце 1994 года ресурсы Lotus окончательно иссякли. Команду, долги которой достигли астрономической суммы в $16 млн, выкупил было брат чемпиона мира 1976 года Дэвид Хант. Но это не спасло Lotus. Зимой 1995 года команда осталась без поставщика двигателей, без спонсоров и без денег. В январе Хант вынужден был уволить 60 человек персонала и отказаться от участия в чемпионате мира. Lotus покинула Формулу-1. И, похоже, навсегда!

Победа десятилетия Ferrari, 2000 год

«Поистине, в этом году выиграл лучший гонщик, на лучшей машине и лучшая команда. »

21 год самая знаменитая гоночная команда планеты не знала побед в чемпионатах мира. За это время сменилось три поколения гонщиков. Не стало великого Коммендаторе. За Ferrari выступали четыре чемпиона мира, но словно злой рок довлел над «конюшней» из Маранелло — на протяжении двух десятилетий никому из них так и не удалось вытащить Ferrari из кризиса. И лишь в последний год тысячелетия удача пришла к Михаэлю Шумахеру. А второй подряд триумф Ferrari в Кубке конструкторов позволил итальянской команде опередить по общему числу завоеванных титулов McLaren (20 против 19) и по праву стать лучшей командой XX века.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector