Американский Джип Второй Мировой Войны

Willys MB: самый массовый джип Второй мировой войны

Сегодня американский внедорожник времен Второй мировой войны легко узнаваем на любых фотографиях военных и послевоенных лет, он является частым гостем на киноэкране не только в документальной хронике, но и практически во всех лентах об этой войне. Автомобиль еще при жизни стал настоящей классикой и дал название целому классу автомобилей. В настоящее время самим словом «джип» обозначается любой автомобиль, обладающий хорошей проходимостью в условиях бездорожья, но изначально это прозвище было закреплено за вполне конкретным образцом техники, чья судьба оказалась тесно переплетена не только с США, но и с историей нашей страны.

Началась эта история весной 1940 года, когда американские военные сформулировали технические требования на проектирование легкого командирского и разведывательного автомобиля грузоподъемностью четверть тонны с колесной формулой 4х4. Жесткие сроки объявленного конкурса быстро выбили из него практически всех возможных претендентов, кроме двух компаний, American Bantam и Willys-Overland Motors, к которым лишь позднее присоединился признанный американский автогигант — концерн Ford. Подробнее об истории появления американских джипов, несправедливой для одних и триумфальной для других, вы можете узнать в статье «Бантик»: первый джип по ленд-лизу».

После заказа каждому из трех участников конкурса партии автомобилей по 1500 экземпляров победителем в итоге была признана компания «Виллис», которая с 1941 года начала массовое производство армейского автомобиля повышенной проходимости под обозначением Willys MB. С 1942 года к производству лицензионной копии «Виллиса» присоединился и концерн Форда, машина выпускалась под обозначением Ford GPW. Всего до момента завершения Второй мировой войны американские заводы собрали в совокупности более 650 тысяч автомобилей, которые навсегда вошли в историю первыми «джипами». При этом выпуск «Виллисов» продолжился и после войны.

По программе ленд-лиза в годы войны СССР получил примерно 52 тысячи «виллисов», которые воевали на всех фронтах Великой Отечественной войны. Первые поставки американских внедорожников в Советский Союз начались летом 1942 года. В Красной Армии автомобиль очень быстро стал популярным и широко использовался в самых разных ролях, в том числе и в роли легкого артиллерийского тягача, который использовался для буксировки 45-мм противотанковых и 76-мм дивизионных пушек.

Откуда именно взялось прозвище джип (Jeep), доподлинно неизвестно до сих пор. По одной из наиболее популярных версий, это обычное сокращение от военного обозначения автомобилей General Purpose, GP, звучит как джи-пи, или джип. По другой версии, все сводится к американскому военному сленгу, на котором словом «jeep» обозначались не протестированные средства передвижения. В любом случае, все «Виллисы» начали называть джипами, а сама компания Willys-Overland Motors в феврале 1943 года в разгар войны зарегистрировала торговую марку Jeep. При этом в русском языке это слово прочно закрепилось за всеми импортными машинами повышенной проходимости, вне зависимости от компании производителя.

В США в годы Второй мировой войны джипы производились на двух заводах — Willys-Overland и Ford. Стоит отметить, что автомобили двух этих предприятий были практически полностью идентичными, хотя и обладали рядом небольших различий. Так, в самом начале производства на задних стенках кузова автомобилей Willys МВ и Ford GPW имелась выштамповка с указанием названия компании-производителя, однако со временем от нее решили отказаться. В то же время опытный глаз всегда мог отличить автомобиль компании Форд от автомобиля компании Виллис. У внедорожника Форд поперечная рама под радиатором была выполнена профильной, тогда как у Виллиса она была трубчатой. Педали тормоза и сцепления на Ford GPW были литыми, а не штампованными, как на Willys МВ. Головки некоторых болтов были промаркированы буквой «F», помимо этого крышки задних «бардачков» имели разную конфигурацию. За годы войны компания Willys-Overland выпустила около 363 тысяч внедорожников, а Ford изготовила порядка 280 тысяч автомобилей данного типа.

В очень простом на вид кузове военного внедорожника были свои особенности. Главные из них — полное отсутствие дверей, наличие складного брезентового верха и откидывающееся на капот автомобиля лобовое стекло. Снаружи с задней стороны джипа закреплялось запасное колесо и канистра, а на бортах можно было разместить лопату, топор и другой шанцевый инструмент. В угоду военному предназначению автомобиля конструкторы разместили топливный бак под сиденьем водителя, каждый раз при заправке сиденье необходимо было откидывать. Фары «Виллиса» были несколько утоплены относительно линии решетки радиатора. Эта деталь была напрямую связана с особенностью их крепления: можно было открутить по одной гайке, после чего оптика тут же переворачивалась рассеивателями вниз, становясь источником света во время проведения ночного ремонта автомобиля или позволяя джипу двигаться в темное время суток без использования специального устройства для светомаскировки.

Несущим элементом кузова Willys MB была лонжеронная рама, с которой с помощью рессор, дополненных амортизаторами одностороннего действия, были соединены неразрезные мосты, оснащенные блокирующимися дифференциалами. В качестве силовой установки на автомобиле использовался рядный 4-цилиндровый двигатель рабочим объемом 2199 см3 и мощностью 60 л.с. Двигатель была рассчитан на использование бензина с октановым числом не ниже 66. Он был объединен с механической трехступенчатой коробкой переключения передач. С помощью раздаточной коробки передний мост внедорожника можно было отключить, а также включить пониженную передачу. Важной особенностью легкого, подвижного, но узкого армейского автомобиля повышенной проходимости были барабанные тормоза всех колес с гидравлическим приводом. При этом компактный и легкий джип мог спокойно преодолевать брод глубиной до 50 см, а после установки специального оборудования — до 1,5 метра. Конструкторы предусмотрели даже возможность избавления от воды, которая могла скопиться в коробчатом кузове, для этих целей в днище автомобиля было сделано специальное сливное отверстие с пробкой.

В трансмиссии автомобиля использовалась двухступенчатая раздатка Dana 18 компании «Спейсер», которая при включении водителем понижающей передачи уменьшало число оборотов, идущих от коробки к мостам в 1,97 раза. Помимо этого она служила также для выключения переднего моста во время движения по шоссейным дорогам и дорогам с твердым покрытием. Топливный бак джипа вмещал в себя почти 57 литров топлива, грузоподъемность небольшого автомобиля достигала 250 кг. В рулевом управление использовался механизм фирмы «Росс» с червячным редуктором. При этом в рулевой системе не было гидроусилителя, поэтому руль джипа был достаточно тугим.

Открытый бездверный кузов, рассчитанный на четырех человек и установку легкого съемного брезентового верха, был цельнометаллическим. Его оборудование было по-настоящему спартанским, по принципу — ничего лишнего. Даже стеклоочистители на этом автомобиле были ручными. Переднее стекло автомобиля имело подъемную рамку, для снижения высоты джипа оно могло откидываться вперед на капот. Обе дуги тента трубчатой формы в сложенном положении совпадали по контуру и располагались в горизонтальной плоскости, повторяя очертания задней части кузова внедорожника Willys МВ. Сзади тента защитного цвета вместо стекла было расположено большое отверстие прямоугольной формы.

Говоря об автомобиле Willys MB, трудно не отметить исключительно удачную, продуманную и рациональную конструкцию формы кузова, а также его неповторимое обаяние, которое сохранилось до наших дней. Эстетика внедорожника была безукоризненной. Это тот самый случай, когда, как говорится, ни убавить, ни прибавить. В целом джип был идеально скомпонован. Конструкторам удалось обеспечить удобный подход к агрегатам и узлам автомобиля при их демонтаже и обслуживании. Также «Виллис» обладал отличной динамикой, большой скоростью движения по шоссе, хорошей маневренностью и достаточной проходимостью. Небольшие габариты машины, особенно ее ширина, позволяли без особых проблем ездить по прифронтовым лесам, которые были доступны только пехотинцам. Были у машины и ярко выраженные недостатки, к которым относили невысокую боковую устойчивость (оборотная сторона небольшой ширины), которая требовала от водителя грамотного управления особенно на поворотах. Также узкая колея часто не позволяла автомобилю вписаться в след, который был пробит другими машинами.

Окраска всего автомобиля «Виллис» производилась без исключения в цвет «американский хаки» (который был ближе к оливковому цвету), при этом он был обязательно матовым. Шины автомобиля были черного цвета и отличались прямым рисунком протектора. Рулевое колесо джипа диаметром 438 мм также красилось в оливковый цвет. На щитке приборов имелось 4 указателя, включая спидометр, все их циферблаты также были выкрашены в защитный цвет. При движении автомобиля дверные проемы могли перекрываться специальными отстегиваемыми широкими ремнями безопасности.

Начиная с лета 1942 года, «Виллисы» начали массово поступать в СССР по программе ленд-лиза. Американский внедорожник отлично зарекомендовал себя в условиях ведения военных действий. В зависимости от военной обстановки и рода войск автомобиль служил и в качестве разведывательно-командирской машины, и как тягач для пушек. На многие «Виллисы» были установлены пулеметы, а также другое стрелковое оружие. Часть машин бала специально переделана для медицинской помощи — в них были размещены носилки. Интересно, что в Советском Союзе все джипы получили известность под названием «Виллис», хотя многие ленд-лизовские внедорожники были продукцией не компании Willys-Overland, а компании Ford.

Всего в СССР попало около 52 тысяч автомобилей данного типа. Часть этих автомобилей поставлялась в Советский Союз в разобранном виде, в ящиках. Собирались эти американские машинокомплекты на специальных сборочных площадках, которые в годы войны были развернуты в Коломне и Омске. К основным преимуществам данного автомобиля относили хорошую приемистость и высокую скорость движения, а также хорошую маневренность и малые габариты, которые облегчали маскировку джипа на местности. Маневренность автомобиля обеспечивалась хорошим уровнем его проходимости и малым радиусом поворота.

После победы тысячи оставшихся на ходу автомобилей были переданы в народное хозяйство страны, где возили уже не военных, а председателей колхозов, директоров совхозов и различных руководителей среднего и низшего звена. Иногда в глубинке на этих джипах ездили даже райкомовские работники (возможно, по примеру президентов Рузвельта и де Голля). Со временем автомобили из армии и из различных гражданских организаций попадали в частные руки. Благодаря этому факту многие экземпляры «Виллисов» дожили в нашей стране до сегодняшних дней, став настоящими коллекционными экземплярами.

Читать еще:  Прыжок Из Космоса На Землю

Тактико-технические характеристики Willys MB:
Габаритные размеры: длина — 3335 мм, ширина — 1570 мм, высота — 1770 мм (с тентом).
Клиренс — 220 мм.
Колесная база — 2032 мм.
Масса пустого — 1113 кг.
Грузоподъемность — 250 кг.
Силовая установка — 4-цилиндровый двигатель объемом 2,2 литра и мощностью 60 л.с.
Максимальная скорость (по шоссе) — 105 км/ч.
Максимальная скорость с прицепом 45-мм пушки — 86 км/ч.
Емкость топливного бака — 56,8 литра.
Запас хода по шоссе — 480 км.
Количество мест — 4.

Джипы Willys в СССР: могла ли Красная армия победить без них?

С началом Великой Отечественной войны порочная установка высшего советского руководства на копирование зарубежных военных автомобилей, сдобренная отсутствием инженерных кадров и ресурсов на изготовление, фактически лишила Красную армию новой колёсной автотехники. Ситуация в корне изменилась, когда несколько тысяч армейских ГАЗиков с лихвой перекрыл ленд-лизовский вихрь из десятков тысяч американских Виллисов.

Этот спасательный «трюк» оказался возможным по американскому закону о ленд-лизе (lend-lease, дословно — «заём-аренда»), который позволял Соединённым Штатам передавать союзным странам взаймы или в долгосрочную аренду военную технику и вооружение. С Советским Союзом первый договор ленд-лиза был подписан в сентябре 1941 года, положив начало долгой финансовой зависимости от Америки.

Сборка армейских автомобилей Ford GPW на головном заводе корпорации Ford Motor Company. 1942 год

Шеренга из полутора десятков джипов Willys MB на фестивале старинной военной автотехники

Решение о массовом выпуске обновлённых Виллисов состоялось 1 июля 1941 года, когда война перешагнула границы Советского Союза. 18 ноября, будто предчувствуя вступление Соединённых Штатов во Вторую мировую войну, в городе Толедо начали конвейерную сборку новой армейской машины Willys МВ. Выпуск идентичной версии Ford GPW был развёрнут в начале 1942-го сразу на шести предприятиях концерна Ford Motor Company.

Чем же прославился Виллис MB?

Willys МВ был универсальным, маневренным и практичным, но в целом рядовым лёгким армейским автомобилем с четырёхместным кузовом без дверей, брезентовым тентом и откидывавшейся на капот передней панелью с жёстко укреплённым в ней лобовым стеклом.

Автомобили Willys MB раннего выпуска с облегчённой передней защитной решёткой. Декабрь 1941 года

Внешне от предыдущего джипа Willys МА он отличался фарами, перенесёнными с крыльев в облицовку радиатора, и деталями кузова. Машины МВ первого выпуска снабжались отдельной лёгкой сварной решёткой радиатора и оригинальными откидывавшимися вверх фарами, облегчавшими замену лампочек, а также диагональным расположением задних фонарей от модели МА.​

Серийный армейский автомобиль Willys MB для обслуживания тяжёлых военных самолётов

Типичный открытый серийный джип Willys MB с радиостанцией и шанцевым комплектом

В середине 1942 года все машины Willys МВ получили хорошо известную внешность со штампованной решёткой радиатора. В техническом отношении автомобиль практически не отличался от своих предшественников Quad и Willys МА, получив отработанный двигатель Willys 442 прежней мощности (54 л.с., по стандарту SAE — 60 л.с.). На нём монтировали трёхступенчатую коробку передач от легковой модели Overland, двухступенчатую раздаточную, рессорную подвеску, барабанные тормоза с гидроприводом, передний управляемый мост с шестью типами шарниров равных угловых скоростей и шины размером 6,00–16.

Американский джип Willys МВ, доставленный по договору ленд-лиза, в Красной армии

Рабочее место водителя джипа Willys МВ с минимальным набором средств управления и контроля

В процессе производства до июня 1944-го Willys МВ постоянно подвергался незначительным модификациям и снабжался разными наборами вспомогательного оснащения. Среди них были новые генераторы, аккумуляторные батареи и гидравлические амортизаторы, модернизированные тормоза и рулевая колонка, разные топливные баки ёмкостью от 38 до 57 литров.

Сохранившиеся до сих пор армейские автомобили Willys MВ

Фото 1. Ранний вариант автомобиля Willys MB со сварной решёткой радиатора

Фото 2. Типовой вариант джипа с лёгким тентом и шанцевым инструментом

Фото 3. Джип с застеклёнными брезентовыми боковинами кузова и прицепом М-100

Форд в подмастерьях у Виллиса

С развёртыванием серийного выпуска модели МВ могущественный концерн Ford со своей неудачной моделью GB с архаичным тракторным мотором оказался не у дел и углубился в тяжбы с Бантамом и Виллисом, которые смогла разрешить лишь комиссия при президенте США.

Разведывательный джип Ford GPW образца 1942 года, идентичный машине Willys MB

Лёгкая боевая машина Ford GPW с крупнокалиберным пулемётом на поворотной стойке

Тем временем военное ведомство озаботилось огромным потоком заказов на джипы и решило развернуть их параллельный выпуск на головном заводе Ford River Rouge в Дирборне. В результате в феврале 1942-го скрепя сердце Ford приступил к массовому выпуску «абсолютно чужих» военных машин с индексом GPW (GP-Willys), включая версии со всеми управляемыми колёсами.

Редкий вариант автомобиля Ford GPW с задними управляемыми колёсами

Органы управления Ford GPW с опознавательной табличкой на правой стороне щитка приборов

Внешне Ford GPW практически ничем не отличался от обычного Виллиса МВ и выпускался с ограниченным набором вариантов, которые использовались для штабной службы, разведки, монтажа радиостанций и пулемётных систем. К мелким отличиям относились невидимые со стороны детали: штампованная П-образная поперечина рамы под радиатором (на Виллисе она была трубчатой), литые педали вместо штампованных, заводская табличка на приборном щитке и особое крепление запасного колеса. На первых выпусках эмблему FORD можно было увидеть на задней стенке кузова и на педалях.

Американские джипы в советском ленд-лизе

Стоит отметить, что прогрессивные на тот момент Willys MB были далеко не первыми джипами, которые поставляли в СССР. Американцы начали с поставок уже порядком устаревшей и не очень удачной техники: Bantam BRC-40, Ford GP и Willys MA. Подобным образом строилась работа, скажем, с Китаем, Бразилией, Южной Африкой и Филиппинами, куда США также отправляли свои машины.

Военный корреспондент Николай Фиников на ленд-лизовском джипе Bantam BRC-40. 1942 год

Джип Ford GP британского авиадесантного подразделения, полученный из Америки по ленд-лизу. 1942 год

Сборка джипов Willys MA, отправленных в Красную армию. Справа — обычная легковушка Americar. 1941 год

Поставки автомобилей Willys MB по ленд-лизу в Советский Союз начались весной 1942 года. Они поступали из США и Великобритании тремя морскими путями через северные, южные и дальневосточные порты.

Подготовка очередной партии Виллисов к отгрузке в страны антигитлеровской коалиции

В основном их поставляли в собранном виде и реже в полностью разобранном состоянии в специальных деревянных ящиках, которые можно было укладывать друг на друга на палубе транспортных судов. Их сборка из машинокомплектов была налажена в иранском порту Бушир, на Московском заводе имени Сталина и на военных предприятиях в Коломне и Омске.

Фото 1. Джип Willys MB для охраны лидеров Тегеранской конференции (кадр из кинофильма «Тегеран-43»)

Фото 2. Президент США Франклин Рузвельт на Виллисе с главами делегаций Ялтинской конференции. Февраль 1945 года

Фото 3. Первая встреча советских и американских военных на конечном этапе Второй мировой. Апрель 1945 года

Фото 1. Генерал-полковник Владимир Судец на Виллисе в освобождённом Белграде. Октябрь 1944 года

Фото 2. Любимый советскими солдатами и офицерами лёгкий полноприводный автомобиль Ford GPW

Фото 3. Советские солдаты на американском джипе въезжают в освобождённую Софию. 1944 год

Фото 4. Колонна из джипов Willys МВ и полуторок в освобождённом Киеве. 1945 год

С точки зрения конструктора и шофёра

Легендарный Willys MB и его копия Ford GPW стали самыми распространёнными лёгкими автомобилями РККА. В большинстве они поступали в единственном универсальном исполнении с четырёхместным кузовом, брезентовым тентом и известной штампованной передней облицовкой с девятью вертикальными воздухозаборными прорезями и отверстиями для фар и подфарников.

С конструктивной точки зрения советские автомобили ГАЗ-64 и ГАЗ-67 вполне могли бы потягаться со своими заокеанскими аналогами. Моторы были схожими: что ГАЗ-64-6004, что L134 (по прозвищу Go Devil) – оба имели чугунные блок и головку, похожие карбюраторы и ГРМ с боковым расположением клапанов. Реальная мощность отечественного мотора была 54 л.с., американского в лабораторных условиях возрастала до 60 л.с., во многом за счёт степени сжатия. У советского джипа она составляла 4,6, у американского — 6,5. Последнее неудивительно, так как ГАЗ проектировали под низкооктановое топливо. Единственное, в чём выигрывал Go Devil, – это в компактности: указанную мощность снимали с блока меньшего объёма, 2,2 литра против 3,3 у ГАЗа.

Наиболее распространённые в Красной армии версии джипов Willys МВ с разными видами тентов

Серийные автомобили Willys МВ с радиостанциями и одноосными грузовыми прицепами

В отличие от модели ГАЗ-67, на Виллисе сохранился исходный размер колеи (1 230 против 1 446 мм), что привело к установке неудобного суженного кузова и снижению боковой устойчивости. По воспоминаниям ветерана В. А. Кригера, «главные недостатки американских машин заключались в их неустойчивости при кренах более 17 градусов, плохой проходимости по бездорожью, слабом электрооборудовании, высокой требовательности к качеству моторных топлив и масел».

Джипы Willys МВ в качестве лёгких артиллерийских тягачей. 1943 год​

По классификации военного ведомства США Виллис относился к тактическим автомобилям с полезной нагрузкой в четверть тонны (250 килограммов). Его можно было приспособить под разнообразные военные нужды, установку специального оснащения и вооружения, буксировку прицепов и лёгких артиллерийских систем.

Виллисы Великой Отечественной с радиостанциями и вооружением

Американский Джип Второй Мировой Войны

В начале Второй мировой войны на вооружении армий разных стран стали появляться автомобили совершенно нового класса — внедорожники. Задуманные как легкие авто с высокой проходимостью эти машины со временем превратились в хорошо защищенные транспортные средства с собственным вооружением, которые по сути представляют собой легкие броневики. Эволюцию армейских внедорожников с 1938 года и до наших дней предлагаем проследить далее.

Читать еще:  Чем Занять Ребенка После Года

Volkswagen Typ 82. Германия. Производился с 1938 года, крупносерийно – с ноября 1940. Масса 0,7 тонны. Бензиновый двигатель объемом 1,2 литра мощностью 25 л.с. Максимальная скорость 60 км/ч. Всего до лета 1945 года было выпущено 50 436 машин.

Dodge WC, США. Производился с 1940 года. Масса 2,3 тонны. Бензиновый двигатель объемом 3,8 л, мощностью 92 л.с. Максимальная скорость 92 км/ч. В различных (в том числе трехосных) модификациях произведено около 255 000 машин. Поставлялись по договору ленд-лиза в СССР, где получили прозвище «Додж три четверти» из-за грузоподъемности в 0,75 тонны.

Willys MB, США. Серийное производство началось в 1941 году. Масса 1,1 тонны. Бензиновый двигатель объемом 2,2 л, мощностью 60 л.с. Максимальная скорость 104 км/ч. С учетом копий Ford GPW выпущено 659 031 автомобилей, из них около 52 тысяч было поставлено в СССР по программе ленд-лиза.

ГАЗ-64, СССР. Выпускался в 1941–1943 годах. Масса 1,2 тонны. Бензиновый двигатель объемом 3,3 литра мощностью 50 л.с. Максимальная скорость 100 км/ч. Выпущено 672 машины – около 1% от поставленных по ленд-лизу «Виллисов», по образцу которых и создавался первый советский внедорожник.

ГАЗ-67, СССР. Выпускался в 1943–1953 годах. Масса 1,32 тонны. Бензиновый двигатель объемом 3,3 литра мощностью 54 л.с. Максимальная скорость 90 км/ч. Произведено всего около 95 тысяч машин, в том числе в годы войны – 4 851. Дальнейшее развитие ГАЗ-64.

Land Rover Series I, Великобритания. Производился с 1948 года. Масса 1,2 тонны. Бензиновый двигатель объемом 1,6 л. мощностью около 50 л.с. В различных модификация Land Rover I, II и III серий состоял на вооружении армий более чем 50 государств мира, а в некоторых состоит и до сих пор.

ГАЗ-69, СССР. Производился с 1952 по 1972 годы. Масса – 1,5 тонны. Двигатель объемом 2,1 литра, мощностью 55 л.с. Максимальная скорость 90 км/ч. Произведено более 600 000 машин. Экспортировался в 56 стран, кроме СССР, производился в Румынии (до 1975 года) и Северной Корее.

M151 MUTT, США. Производился в 1959–1982 годах. Масса 1,07 тонны. Бензиновый двигатель объемом 2,32 литра мощностью 71 л.с. Максимальная скорость 112 км/ч. Произведено более 100 000 машин. Состоял на вооружении в США до 1999 года, в настоящее время используется в армиях нескольких десятков государств.

ЛуАЗ-967, СССР. Производился в 1961–1989 годах. Масса 0,95 тонны. Двигатель объемом 1,2 литра мощностью 30 л.с.

Horch P3, Восточная Германия. Производился в 1962–1966 годах. Масса 1,86 тонны. Двигатель объемом 2,4 литра мощностью 75 л.с. Максимальная скорость 95 км/ч. Состоял на вооружении в Национальной народной армии и пограничных войсках ГДР. Было выпущено около 3000 автомобилей.

УАЗ-469, СССР. Производился в 1972–2010 годах. Масса 1,65 тонны. Бензиновый двигатель объемом 2,5 литра мощностью 75 л.с. Максимальная скорость 120 км/ч. Кроме СССР, собирался на Кубе и во Вьетнаме. Поставлялся в несколько десятков государств.

Volkswagen Iltis, Западная Германия. Производился в 1978–1988 годах. Масса 1,3 тонны. Бензиновый двигатель объемом 1,7 литра мощностью 75 л.с. Выпущено 16 000 машин. С вооружения в Германии снят, в настоящее время стоит на вооружении в армиях Бельгии, Канады и Эстонии.

Mercedes-Benz G-сlass W 461, Австрия/Германия. Выпускается с 1979 года. Масса 2,3 – 2,6 тонны. Широкий диапазон устанавливавшихся двигателей, от 73 до 156 л.с. В настоящее время «служит» более чем в 20 государствах, в том числе в Германии, США, Швейцарии, Канаде, Норвегии, Аргентине, Австралии, Нидерландах, Египте.

HMMWV, или Humvee, США. Выпускается с 1985 года. Масса 2,7 тонны. В начале устанавливался бензиновый двигатель объемом 5,7 литра, но вскоре его заменили на дизель объемом 6,2 литра и мощностью 160 л.с. Вариант с турбонаддувом объемом 5,5 литра имеет мощность 195 л.с. и разгоняет машину до 140 км/ч. Произведено более 280 000 экземпляров HMMWV, которые стоят на вооружении армий примерно 40 государств.

Lamborghini LM002, Италия. Выпускался в 1986–1993 годах. Масса 2,7 тонны. Бензиновый двигатель объемом 5,1л, мощностью 444 л.с. Максимальная скорость 188 км/ч. Всего выпущен 301 автомобиль, в том числе для вооруженных сил Ливии – 100, Саудовской Аравии – 40. Единственный серийный внедорожник компании Lamborghini.

Panhard GD VBL, Франция. Принят на вооружение французской армией в 1990 году. Масса 3,8 тонны. Двигатель мощностью 95 (в более поздних модификациях – до 129) л.с. Максимальная скорость 95 км/ч. Во Франции имеется порядка 1470 машин, в Мексике 1231, в Греции 243, Омане 56, Нигерии 72, Ботсване 64. Кроме этих стран, используется еще примерно десятком государств (Португалия, Грузия, Руанда, Кувейт, Индонезия и др.)

MOWAG Eagle серий I, II (на фото), III. Швейцария. Производится с 1994 года. Масса 5 тонн. Двигатель объемом 6,5л мощностью 159 л.с. Состоит на вооружении в Швейцарии (449 штук) и Дании (36 машин).

Toyota Mega Cruiser, Япония. Производился с 1995 по 2002 годы. Масса 2,9 тонны. Дизельный двигатель объемом 4,1л мощностью 153 л.с. Состоит на вооружении Сил самообороны Японии.

URO VAMTAC, Испания. Производится с 1998 года. Масса от 3 тонн. Двигатель объемом 3 литра, мощностью 166 л.с. Произведено около 4000 штук. Стоит на вооружении в Испании (около 2900 машин), Марокко (1200 машин), Малайзии (85), Румынии (60), Бельгии, Португалии, Гане и Доминиканской республике.

Iveco LMV , Италия. Производится с 2001 года. Масса 6,5 тонн. Двигатель мощностью 185 л.с. Состоит на вооружении в Италии (более 1150 штук), Бельгии, Боснии и Герцеговине, Великобритании, Испании, Норвегии, России, Словакии, Хорватии, Чехии.

RG-32 (на фото модификация RG-32M), ЮАР. Производится с 2002 года. Масса 6,1 тонны. Дизельный двигатель объемом 3,8 литра и мощностью 150 л.с. (в модификации Scout). Максимальная скорость 120 км/ч. Всего произведено около 800 машин, стоит на вооружении в ЮАР (400 машин), Швеции (260), Египте (112), Грузии, Саудовской Аравии, Финляндии, Ирландии, Танзании и силах ООН.

MOWAG Eagle серий IV (на фото), V. Швейцария. Производится с 2003 года. Масса 7–10 тонн (в двуосном варианте). Двигатель объемом 5,9 литра мощностью 250 л.с. Состоит на вооружении в Швейцарии (1 машина у полиции кантона Цюрих), Дании (90), Германии (848 машин в бундесвере и 10 в полиции).

Agrale Marrua, Бразилия. Производится с 2004 года. Масса 1,96 тонны. Дизельный двигатель объемом 2,8 литра, мощностью 132 л.с. Максимальная скорость 128 км/ч. Состоит на вооружении в Аргентине, Бразилии, Парагвае и Эквадоре.

ГАЗ-2330 «Тигр». Россия. Производится с 2005 года. Масса 6,4 тонны. Двигатель объемом 4,4 литра мощностью до 215 л.с. Максимальная скорость 160 км/ч. Состоит на вооружении в России, Армении, Беларуси , Гвинее, Иордании, Казахстане, Китае, Республике Конго, Монголии, Таджикистане, Уругвае.

VLEGA Gaucho, Аргентина/Бразилия. Производится с 2006 года. Масса 2,1 тонны. Дизельный двигатель объемом 3,6 литра, мощностью 130 л.с. Максимальная скорость 120 км/ч. Совместная разработка двух стран, производится в Аргентине. Состоит на вооружении в Аргентине и Бразилии, всего вооруженным силам этих двух стран планируется поставить 1200 машин.

PVP, Франция. Поставляется в войска с 2008 года. Масса 4,4 тонны. Дизельный двигатель объемом 2,8 литра мощностью 160 л.с. Максимальная скорость 120 км/ч (ограничена до 100 км/ч). Состоит на вооружении во Франции (в 2015 году общее число должно достигнуть 1500 штук), Румынии (15), Чили (9) и Того (6 машин).

СРМ-1 «Козак», Украина. Разработан в 2008–2009 годах. Масса 5,5 тонн. Дизельный двигатель объемом 3,0 литра мощностью 176 л.с. 1 машина с начала 2015 года состоит на вооружении Государственной пограничной службы Украины.

Oshkosh L-ATV, США. Выпускается с 2011 года. Масса 6,4 тонны. Дизельный двигатель объемом 6,6 л, мощностью 300 л.с. Максимальная скорость 110 км/ч. Министерство обороны США планирует заменить этими машинами Humvee, потребность только для американских вооруженных сил оценивается в 54 600 автомобилей.

Самый популярный автомобиль войны: все факты о Willys MB

Хочется еще и еще попрыгать по кочкам, покрутить коротенький автомобиль с легким заносом задней оси! Тем более что он очень охотно, по-дружески откликается на подобное мальчишество.

Вообще-то, мы знакомы не один десяток лет. Приходилось ездить на Виллисах и летом, и зимой. Но каждый раз, устраиваясь за рулем, стараюсь быть беспристрастным, словно пробую машину впервые. И каждый раз убеждаюсь, насколько хорош этот автомобиль. Впрочем, тоже мне открытие! Это было известно задолго до нас – три четверти века тому назад.

С чистого листа

В 1940‑м, когда мировая война уже захватывала многие страны, но США в нее формально еще не вступили, американское правительство активно к войне готовилось. Тогда и объявили конкурс на компактный и легкий армейский разведывательный и командирский автомобиль. Сроки были очень сжатые, а основными конкурентами оказались отнюдь не лидеры американского рынка, входящие в «большую тройку», а компании American Bantam и Willys-Overland Motors. Делá их шли неблестяще, и, очевидно, именно это побудило почти забытые теперь фирмы к активному участию в конкурсе. Ведь замаячила перспектива выгодного государственного заказа. Впрочем, чуть позже к работе подключился и Ford. Но к тому моменту решение фактически уже приняли: за основу взяли Willys Quad, который предстояло немного доработать.

До сих пор кипят страсти: по мнению некоторых историков, компания Willys, по сути, содрала конструкцию Bantam BRC. А компанию, ее создавшую, даже к производству уже готовой машины не допустили. Истину в последней инстанции определить, вероятно, уже не удастся никому. Главное, что в результате получился этот, самый массовый, самый знаменитый в своем классе автомобиль Второй мировой и Великой Отечественной.

Производство серийного Виллиса MA начали в июне 1941 года, а к концу года на конвейер встал немного модернизированный Willys MB. Ему и суждено было стать одним из главных автомобильных героев Второй мировой.

Читать еще:  Что Лучше Киа Или Хендай

Конечно, Willys MB далеко не первый полноприводный легковой автомобиль. В СССР уже существовал ГАЗ‑61 и на подходе был ГАЗ‑64. Не говоря о том, что легковые внедорожники в США мелкосерийно делала компания Marmon-Herrington. Но все эти машины базировались на серийных конструкциях (в США это, как правило, Ford). А армейский Willys американцы разрабатывали, по сути, с чистого листа, не связанные по рукам необходимостью использовать уже готовые узлы и детали. Во многом именно этим и объясняется успех Виллиса.

Годен к строевой

В этом автомобиле все вроде бы очень просто, но отнюдь не примитивно. Дешево, однако не только прочно и надежно, но и удобно (конечно, если этот эпитет уместен по отношению к армейским, боевым условиям и нуждам). Крепкая рама выдерживает высокие нагрузки, в том числе прыжки. А прыгать короткая, с базой всего 2080 мм, машина очень любит!

Мотор объемом 2,2 литра развивает очень солидные для такого объема и по меркам тех лет 60 л.с. К слову, газовский агрегат на внедорожнике ГАЗ‑67 в полтора раза большего объема выдавал максимум 54 силы. Кроме того, у американского двигателя потрясающая тяговитость, что позволяет экономить на переключении передач. Первая, в общем-то, нужна лишь для старта с полной нагрузкой или в гору. В большинстве случаев хватает второй и третьей – прямой. Даже на ней можно ехать практически шагом.

Максимальный момент 140 Н·м двигатель развивает уже при 2000 об/мин. А если подключить передний мост и активировать пониженный ряд (передаточное отношение – 1,97), то машина проявляет просто чудеса тяги. В грязи или снегу колёса неспешно, но настойчиво цепляются бесхитростным, но злым протектором за всё что угодно, и автомобиль уверенно выбирается на хотя бы относительную твердь.

Если надо, Willys вполне способен разгоняться достаточно резво. По крайней мере, он, вероятно, был самым быстрым (уж точно одним из самых быстрых) автомобилем той войны. Помните, у Владимира Богомолова в знаменитом романе «Момент истины» («В августе 44‑го»): «Так рванешь – «виллис» обгонишь!»? Паспортная максималка внедорожника – 65 миль/ч, то есть примерно 104 км/ч. Правда, инструкция рекомендовала ездить не быстрее 40 миль/ч (около 64 км/ч). Но и этого в большинстве ситуаций вполне хватало.

Аскетичный, простой и жесткий, как воинский устав, кузов без дверей сочетается не только с мощным мотором и грамотной трансмиссией, но и с вполне передовыми инженерными решениями. Скажем, телескопические амортизаторы в те годы применяли еще не на всех даже гражданских легковых автомобилях.

Остроумно смещенный к центру машины маятниковый рычаг обеспечивает удивительно легкое по тем временам управление. А еще у Виллиса эффективные гидравлические тормозá.

В общем, если привыкнуть к посадке (к рулю водитель уж очень близок, а ведь зимой ездили и в полушубках!), то Willys просто провоцирует погонять, покрутиться по проселкам и пересеченной местности. Только надо помнить о патологической прыгучести и крепче держаться за руль. А вот бедным задним пассажирам придется ухватиться за каркас тента или наружные ручки (они, кстати, предназначены для помощи автомобилю, который пытается выехать из грязи или снега).

На бездорожье не надо забывать и об узкой, всего 1230 мм, колее. У нашего ГАЗ‑67 образца 1943 года она была 1446 мм, что позволяло ездить по углублениям, проделанным в рыхлом грунте или снегу грузовиками, и обеспечивало чуть лучшую стойкость к переворачиванию на высоких продольных неровностях. Зато масса Виллиса MB ниже, чем у ГАЗ‑67, почти на 450 кг.

Сила американского автомобиля еще и в продуманности всяких мелочей – запоров капота и фиксаторов ветрового стекла, которое можно опустить на капот, в простых, но надежных замкáх тента, в рационально организованных местах хранения инструмента и оружия. Есть даже удобное брезентовое ведро, закрепленное сзади на канистре. Фары, отвернув барашки, легко направить в сторону моторного отсека, и темнота уже не помеха. Придумали же! И всё это удачно сочетается с безотказностью и надежностью. Неслучайно у наших военных водителей времен Великой Отечественной Willys был одним из самых уважа­емых и любимых автомобилей.

По уставу и по совести

С Красной Армией Виллисы проехали по всем фронтам. Массово к нам по ленд-лизу такие машины начали поступать с лета 1942‑го. Легкие и быстрые, надежные и прочные американские внедорожники ценили и рядовые водители, и офицеры.

С Виллисами не спешили расставаться и после войны. Причем тогда они использовались отнюдь не только офицерами и местными руководителями среднего звена для поездок на охоту-рыбалку-за грибами. Постепенно машины переходили в руки обычных граждан и десятилетиями служили им в качестве повседневного транспортного средства.

На некоторые Виллисы приспосабливали самодельные двери, а иногда и «будки», обычно из комбинации дерева и жести. К слову, подобные сооружения для защиты от ветра и холода умельцы делали и во время войны.

Сегодня мы лишь очень и очень приблизительно способны понять, как ездили и воевали, что при этом чувствовали фронтовые шоферы тогда, три четверти века назад. Никакие, даже самые реалистичные, реконструкции или прыжки по кочкам и преодоление сугробов к той жизни почти не приближают. Нам остается лишь в той или иной степени сжиться с рычагами и педалями и вспомнить тех, кто проехал на таких машинах дорогами войны.

Поздравить с Днем Победы живых и помянуть мертвых.

ГАЗ‑64 делали с 1941 года, с 1943‑го – модернизированный ГАЗ‑67 (позднее – ГАЗ‑67Б). Двигатель рабочим объемом 3,3 литра развивал 54 л.с. Подключаемый передний привод, раздаточная коробка – без понижающей передачи. До конца войны выпустили 762 экземпляра ГАЗ‑64 и менее пяти тысяч ГАЗ‑67 и ГАЗ‑67Б.

Kurogane Type 95 строили в Японии в 1936–1944 годах. Серийные полноприводные машины имели 1,3‑литровый 33‑сильный двигатель V2 воздушного ­охлаждения. Существовали двух- и четырех­дверные версии. Всего изготовили 4775 авто­мобилей.

Главные «джипы» Второй Мировой.

Вторую мировую войну часто называют «войной моторов» — ведь это было первое в истории человечества столкновение, где использовалось такое количество новейшей техники. К началу военных действий практически каждая страна-участник имела в разработке свои собственные автомобили, отличающиеся высокой надежностью и повышенной проходимостью. Многие из тех моделей стали прародителями современных внедорожников.

Название „Джип“ появилось в годы Второй мировой войны как прозвище лёгких многоцелевых военных автомобилей „Виллис-МВ“ (Willys) и однотипных с ними машин „Форд GPW“ (Ford). Есть много версий появления такого названия автомобиля.

Но реальные прародители ДЖИПОВ это.

Перед вами — то, что впоследствие будут называть джипом. Разработка конструкторов Willys-Overland Motors получилась настолько удачной, что машину принялись поставлять во все союзные войска. Особенной популярностью автомобиль пользовался в Красной Армии, куда поступило целых 52 тысячи «Виллисов». На основе этой модели, уже в послевоенное время, были построены многие «прадедушки» современных внедорожников.

Volkswagen Тур 82 Kuebelwagen

А это уже тяжелый внедорожник, отличающийся простотой конструкции и технологичным исполнением. Dodge WC-51 прекрасно подходил для перевозки орудий, поскольку обладал повышенной грузоподъемностью и мог преодолевать практически любое бездорожье. Эта машина также поставлялась в Красную Армию по ленд-лизу.

Horch 901 type 40

крутой, на рыбалку самое оно, а с пулеметом и егерей можно не боятся)

сколько такой стоит?

Ну и фотку КубельВагеля ты нашел, какой-то полулевый трофей. Где настоящая немецкая сталь и окраска? Давай меняй, пока в горячее не попал.

А где лендровер?

Volkswagen Тур 82 выглядит отлично)

ТС, как могли конструкторы ГАЗ-64 «подсматривать» основу у «Виллиса», если ГАЗ -64 поступил на вооружение в 41-м, а «Виллис» появился в СССР только в 42-м?

Мистика! Ведь в то время между Евразией и Америкой был непреодолимый океан и люди физически не могли общаться!

Так танки межвоенного периода строились)

Это какие? БТ, закупленные у частного лица в начале 30-х? Или Т-28, построенный по принципу «вау, какой офигенный танчик! продайте нам! Нет? ну, нам конструкторы такой же нарисуют». Тут то же самое. Общее-4 колеса, руль и предназначение.

И такого вагон и маленькая тележка. Почти у всех танкостроительных стран.

Да хотя бы рама) если не вникать в начинку, то это вполне очевидно)

30 декабря 1929 года в Северо-Американские Соединённые Штаты прибыла советская делегация во главе с начальником Управления механизации и моторизации (УММ) РККА И. Халепским. Задачей комиссии было знакомство с передовыми образцами бронетанковой техники и их закупка. Комиссию заинтересовали танки конструктора Дж. У. Кристи, специализировавшегося на проектировании быстроходных колёсно-гусеничных танков. Танки Кристи демонстрировали рекордные показатели скорости (например, танк M1928 наделал много шума незадолго до приезда комиссии), но не вызывали особого интереса в американской армии, традиционно находившейся (по сравнению с флотом) на вторых ролях и имеющей в то время очень незначительное количество танков.

Открытый источник. Создание БТ-2.

А я как написал? Дж. У. Кристи- частное лицо, ознакомились в конце 29го, закупили в 30-м. Что не так?

Тогда как программа «виллиса» была армейской, делалась машина по заказу армии. И выпуск его начался в июне 41-го, а ГАЗ-64-в августе.

Читайте между строк: прибыла комиссия с задачей знакомства с передовым вооружением. И это не только с танками знакомились, а ещё и с колёсной техникой двойного назначения, а также со стрелковым оружием далее. Поэтому были и наши аналоги фордов, а также ТТ ака Кольт1911 и многое другое. Взять хотя бы наш ППС-43, которые от МП-40 мало чем отличался. Но тут не важно кто и когда это придумал. Тут главное как его сделали. А в этом СССР всех на голову выше был!

Блииин. То конструкторы ГАЗа смотрят в «завтрашний день», то нашли общее у ППС и МР. А, хотя да, куча общего: пистолетная рукоять, пистолетный патрон, приклад, ствол.. один в один!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector