Когда Подешевеет Бензин В России

Эксперты отвечают, почему в России растут цены на бензин при дешевой нефти

Россия является самой богатой природными ресурсами страной в мире. У нас добывают черный, цветной, полудрагоценные и драгоценные металлы, газ, нефть. Логично предположить, что страна с таким запасом природных ресурсов должна процветать. И уровень жизни населения должен быть высоким. Это, к сожалению, не так.

Мы не ОАЭ и не Катар, где правительство грамотно использует доходы от нефтегазовой промышленности. Более того, у нас, несмотря на то, что страна является одним из крупнейших экспортеров нефти, бензин очень дорогой. Вряд ли автомобилисты со стажем могут вспомнить момент, когда бензин и другое топливо дешевело. Оно только дорожает даже, когда расценки на нефть на мировом рынке падают. Странно и нелогично с учетом того, что нефти у нас в стране очень много. Тем не менее, бензин только дорожает. Мнения большинства экспертов в данном вопросе сходятся. Пора разобраться, почему происходит рост цен на бензин.

Это последствия антикризисных мер правительства

«Когда правительство активно начинает регулировать топливный рынок, это со временем приводит к повышению цен на топливо, что характерно в периоды экономических кризисов. Так было в 1996-м, 2000-м, 2008-м годах. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2014-м году, когда курс рубля резко упал по отношении к евро и доллару. Намерения правительства благие, направлены на то, чтобы предотвратить возникновение дефицита бензина на рынке. И им это удавалось.

Но, со временем, когда ситуация становилась менее обостренной, правительство забывало вернуться к естественному рыночному механизму. Такое происходит и сейчас. В 2015-м году правительство искусственно удерживало цены на бензин на определенном уровне, чтобы он не подорожал резко.

В итоге был и такой период, когда в России стоимость топлива была самой низкой в Европе. Казалось бы, это хорошо. Низкие цены на бензин сделали отечественный рынок неинтересным для иностранных поставщиков топлива. Не весь объем используемого в нашей стране топлива производится в России. Его экспортируют из Финляндии, Белоруссии для регионов СЗО, из некоторых азиатских стран. Из-за низких, непривлекательных цен вышеперечисленные страны перестали поставлять его на отечественный рынок.

Со временем это привело к дефициту, который наблюдается и сейчас. Предложения на рынке мало, а спрос большой. Объемы потребления топлива возросли за последние годы. На этом фоне стоимость повысилась».

Так ответил, почему в России дорогой бензин Рустам Танкаев, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭКа.

Во всем виноват экспорт и высокие налоги

«В начале 2018 года повысился налог НДПИ и топливный акциз. Несмотря на то, что правительство подумывает снизить акциз на несколько процентов, это не улучшит ситуацию. Ведь с начала следующего года повышается НДС на 2%, поэтому снижение акциза погоды не делает. Налоги определенно высокие. Причина их повышения — дефицит бюджета. Правительство можно понять с одной стороны, но последствия таких решений негативно сказываются в целом на экономической ситуации.

Экспорт — еще одна причина. На российском рынке производят мало бензина. Нефтедобывающим компаниям намного выгоднее продавать черное золото за границу, потому что они быстро получают свою прибыль без дополнительной головной боли. С каждой тонны отправленного за границу топлива Аи-92, получают дополнительные 5990 рублей. Это и является главным мотивом экспортеров».

Так ответит Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации и Российского топливного союза на вопрос, почему растут цены на бензин.

Никаких резких скачков не будет

«Резких скачков цен на бензин быть не должно. Повышение стоимости связано с увеличением акцизов и инфляцией. По предварительным прогнозам, рост цен на бензин и остальное топливо к концу года будет на уровне инфляции».

Так ответит Александр Новак, министр энергетики РФ, когда его спросили, будет ли дорожать бензин.

Это был единичный скачок цен

«Скачков в ближайшее время можно не ожидать. Почему подниматься бензин стал в начале этого года? Весной 2018 рост цен был обусловлен сразу рядом факторов.

Наконец, нефть начала расти в цене и добралась до отметки 80 $ за баррель, поставила рекорд за последние 3 года. Отечественные нефтедобывающие компании на этом фоне стали активно экспортировать ее, чтобы увеличить долларовую прибыль, оставив совсем немного топлива для внутреннего бензинового рынка, что способствовало возникновению дефицита.

При этом весной спрос на топливо резко возрастает, потому что активнее осуществляются транспортные перевозки, люди начинают пользоваться больше своими личными авто, ездят на дачи, на море, другие поездки. Повысился спрос, но предложения было не так много, и акцизы с налогами поднялись. Производители и продавцы воспользовались этой возможностью, чтобы увеличить стоимость товара. Однако этим быстро заинтересовались в ФАС.

Сейчас ситуация стабилизировалась и до конца года таких резких скачков не предвидится. В июле акцизы планировалось еще раз поднять. Правительство не стало этого делать, чтобы не допустить еще большего роста цен. Было решено уменьшить их на 3000 для тонны бензина».

Александр Просвиряков, инвест-банкир

Виноват экспорт и отсутствие должного правительственного контроля

«Необходим более жесткий контроль со стороны правительства. Нефть выгоднее продавать, чем оставлять на внутреннем рынке для не очень платежеспособного потребителя. В прошлом году рост цен на внутреннем рынке составил 14,4%. Это в несколько раз больше уровня инфляции.

Высоки риски, что к концу этого года стоимость бензина будет равна 56 рублей. Это приведет к резкому скачку цен на продукты, услуги, чего допускать нельзя в условиях нестабильной экономической ситуации, когда платежеспособность граждан снизилась. Само правительство делает так, чтобы больший объем добываемой нефти уходил на экспорт, не особо интересуясь тем, как дела обстоят на внутреннем рынке.

Сначала необходимо насытить нефтепродуктами внутренний рынок, сделав их доступными и качественными, даже, если придется принимать жесткие меры в отношении добывающих компаний. Это может быть внедрение акцизов на экспортируемую нефть и повышение действующих экспортных пошлин».

Борис Титов, бизнес-омбудсмен, открыто заявил, что цена на бензин поднимается и это не остановить!

Правительство лишиться существенной статьи дохода

«Почему дорожает бензин в России? Наше государство сильно зависит от природных нефтегазовой промышленности, потому что большая часть поступлений идет именно от продажи этих ресурсов. Налог на добычу природных ископаемых в последние годы несколько раз повышался, как и акцизы на топливо. Отмечается дефицит бюджета.

Санкции, резкое ослабление курса рубля и возникший экономический кризис, ужесточение налоговой политики в отношении бизнеса только обострили ситуацию. Поступления в бюджет сокращаются. И правительство не может лишиться главного источника — нефтегазовой промышленности. Поэтому снижение налогов сейчас для бюджета сродни смерти. Именно налоги влияют на ценообразование бензина. Этим и обусловлен рост цен. 75% от стоимости бензина составляют налоги, который производитель платит в бюджет».

Дмитрий Махонин, глава управления контроля ТЭК ФАС

Про печатную фабрику Гознак можно узнать тут

Смотрите видео о том, как Путин объяснил, почему в России растут цены на бензин:

какой народ, такая и страна, просто стыдно за мою землю, где ворры проникли в каждые щели, пора из вытравить и в болото топить!

Полная чушь, просто так и скажите, что в стране полнейшая коррупция, полный сифилис и природными недрами пользуется определенная горстка людей, а не весь народ страны, как в ОАЭ и Катаре вот и всё.

Бензин в России впервые за полгода подешевел

Однако в правительстве РФ ранее заявили, что дешеветь топливо в РФ не будет: небольшое снижение цены – это лишь временное явление.

Согласно информации Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ТЭК), на прошлой неделе розничные цены на бензин Аи-92 и Аи-95 снижались во многих регионах страны. Наиболее заметно топливо подешевело в Центральном федеральном округе, на Северном Кавказе и на юге России: ценники на АЗС упали на 10-20 копеек. В последний раз снижение цен на заправках было зафиксировано в августе 2018-го.

Читать еще:  Правила Дорожного Движения Для Велосипедов

По данным Росстата, средний ценник одного литра бензина Аи-92 на момент начала прошлой недели в ЦФО составил 41,89 руб., в СКФО – 42,91 руб., а в ЮФО – 43,22 руб. Бензин Аи-95 обходился соответственно в 45,58 руб. в Центральной части России, в 45,72 руб. на Северном Кавказе и в 47,03 руб. за литр на юге страны.

В целом, цены на зимнее дизельное топливо за прошлую неделю остались стабильными. Разве что в Брянской и Саратовской областях это горючее стало дешевле на 5 коп., а в Липецкой области – на 4 коп. Однако весьма заметно – сразу на 1 руб. – подняли цены АЗС в республике Тыва.

В отчёте на всю страну эти изменения отразились мало. Так, средняя розничная цена бензина Аи-92 и Аи-95 снизилась всего на 1 коп., до 42,29 руб. и 45,24 руб. за литр соответственно. Показатель стоимости зимнего дизтоплива остался неизменным – 47,22 руб. за литр.

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Козак отмечал, что подобное снижение цен, это скорее колебания, но точно не тенденция, так как предпосылок для уменьшения стоимости топлива на АЗС нет. Сейчас различные механизмы и рыночные инструменты работают только на сдерживание роста цен. Кстати, в правительстве считают, что новые соглашения с нефтяниками после окончания ныне действующих (их срок закончится 31 марта 2019-го), не понадобятся. А игроки рынка в свою очередь просят увеличить им размер компенсаций от государства.

В прошлом месяце Kolesa.ru сообщал о том, что цены на бензин весной «замораживать» не будут. Несмотря на то, что в начале текущего года акцизы ощутимо выросли (теперь за тонну бензина нефтяники платят 12,3 тыс. руб. за тонну «дизеля» – 8,5 тыс. руб.), власти разрешили им увеличить цены только в связи с увеличением НДС с 18 до 20%. По расчётам, прирост должен был составить не более 1,7%: в итоге игроки рынка уложились в заданные рамки – после Нового года литр бензина подорожал примерно на 50-80 коп.

В начале текущего месяца стали известны результаты проверки бензина Аи-92 на АЗС. Согласно им, на фальсификат пришлось больше 11%. Пилотное исследование топлива прошло на 60 заправках в Ставропольском крае, из них 26 сетевых и 34 частных. Каждую взятую пробу «прогнали» по 31 показателю. Отметим, проблемы начались ещё на моменте закупки: не все АЗС сумели предъявить копию действующего паспорта топлива.

Почему бензин в России никогда не подешевеет

Чем отечественный топливный рынок отличается от американского

Как известно, в России бензин дорожает только в двух случаях: когда цены на нефть растут и когда они падают. На вопрос, почему в стране, обладающей шестыми по объемам запасами нефти в мире, топливо постоянно растет в цене, люди отвечают по-разному. Одни винят в жадности нефтяных магнатов, которые наживаются на потребностях населения в транспорте. Другие уверены, что правительство не в состоянии регулировать ценовую политику на топливном рынке, поэтому в случае резких скачков стоимости бензина в ситуацию приходится вмешиваться лично главе государства. Эксперты уверены, что чиновникам стоит присмотреться к опыту США, где тарифы на бензин определяются главным образом экономическими факторами: если нефть падает в цене, то и топливо на заправках дешевеет.

В прошлом году россияне дважды сталкивались со скачкообразным повышением цен на АЗС. В итоге с марта по декабрь АИ-95, к примеру, подорожал с 41 до 46 рублей за литр. Стабилизировать положение позволило только соглашение правительства с нефтяниками, которое было достигнуто после долгих переговоров и заключено только на небольшой срок. Чиновники признают, что потенциал для снижения стоимости горючего существует. Однако договориться относительно методов достижения такого результата они пока не в состоянии.

В отличие от нашей страны в США цены на топливном рынке достаточно волатильны и определяются не волей чиновников, а мировыми экономическими трендами — они повышаются, когда дорожает нефть, и снижаются, когда «черное золото» дешевеет. Президент Дональд Трамп настаивает на низкой стоимости горючего, так как это стимулирует развитие экономики в его стране, и регулярно упрекает ОПЕК и другие страны-экспортеры в искусственном завышении цен на «черное золото». Сможет ли Россия воспользоваться американским опытом и наступят ли у нас времена, когда бензин будет не только дорожать, но и дешеветь вслед за мировыми ценами на нефть?

В Техас за горючим

Наличие в США огромного числа независимых добывающих и перерабатывающих производств, а также частных розничных сетей АЗС позволяет американцам варьировать цены на топливо с учетом специфики каждого региона. Стоимость бензина может серьезно отличаться не только в разных штатах — даже в одном городе, потребности которого обеспечивают несколько поставщиков, можно найти топливо подешевле или подороже.

Самый дорогой бензин традиционно приходится приобретать автомобилистам Калифорнии: в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско за один галлон горючего (около 3,8 литра) требуют до $4. В пересчете на привычные нам объемы получается, что литр бензина обходится жителям штата в $1,05 (около 70 рублей). В Техасе галлон бензина стоит менее $2. То есть литр топлива там вдвое дешевле — всего $0,5, или примерно 35 рублей.

Ответить, почему американцы в состоянии снижать цены на топливо, когда мировые котировки «черного золота» падают, можно, взглянув на структуру, из которой складывается стоимость топлива на рынке США. Дело в том, что почти две трети стоимости американского бензина (58%) определяются как раз котировками на сырую нефть. Еще 15% приходится на налоги и акцизы, около 17% составляют издержки на переработку, а затраты на организацию розничной продажи горючего, а также маржу не превышают 10%.

В США иной раз даже возникают скандалы относительно слишком дешевого бензина. Осенью 2018 года представители Демократической партии обвинили Дональда Трампа в искусственном создании транспортного коллапса на автомобильных дорогах. Незадолго до Дня благодарения, который американцы отмечали 22 ноября, цены на сырую нефть на мировом рынке резко упали — с $85 до $60 за баррель. В результате бензин в США подешевел на 15%. Жители страны отказались от поездок к родственникам на праздник на общественном транспорте в пользу личных авто. Трампу даже пришлось извиняться на своей странице в Твиттере. «Под моим давлением цены на бензин опустились так низко, что все большее число людей водят машины. Я вызвал заторы на дорогах по всей нашей великой стране. Всем приношу свои извинения», — с сарказмом отметил американский президент.

Трамп, конечно, иронизировал. Но если серьезно, то конструкция американского топливного рынка способна вызывать у российских автомобилистов настоящую зависть. В начале 2016 года, когда нефть упала ниже $30 за баррель, розничные цены на топливо в США сократились до 26 рублей за литр в переводе на российские деньги. Ряд заправок в запале конкурентной борьбы продавали топливо себе в убыток, лишь бы сохранить постоянных (особенно корпоративных) клиентов. Рекорд поставила одна из сетей АЗС в Мичигане, которая продавала горючее по 50 центов за галлон — 8,5 рубля за литр. В России в то время топливо стоило примерно 35–36 рублей.

При этом нельзя забывать, что средний размер оплаты труда в США доходит до $3,5 тыс. в месяц. Это около 235 тыс. рублей. В России такие зарплаты не снятся даже многим ведущим специалистам своей отрасли — согласно официальной статистике, менее 5% граждан в нашей стране получают оклады в 100 тыс. рублей и более. Основная масса населения, по данным Росстата, довольствуется зарплатами в районе 40 тыс. рублей. Причем, по независимым оценкам, эта сумма завышена на 10–15 тыс. рублей. Поэтому «бензиновое бремя» является весьма ощутимой статей расходов большинства российских семей.

Как кусаются налоги

Российский бензин никогда не дешевеет, потому что ценообразование на отечественном рынке нефтепродуктов серьезно отличается от американских стандартов. По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, фискальная часть «съедает» не менее 60% тарифов на бензин. «Котировки сырой нефти закладывают в цену топлива около 10%. Переработка, логистика и издержки в рознице составляют примерно 20% стоимости горючего. И лишь 10% приходится на маржу, которую зарабатывают продавцы топлива, — отмечает замглавы ИАЦ «Альпари» Анна Кокорева. — На стоимость топлива в России влияет в гораздо большей степени не цена нефти, а налоги, поэтому, когда котировки «черного золота» снижаются, потребитель не видит никаких изменений в рознице».

Читать еще:  Где Сделать Номера На Машину

Фискальная тема является объектом ожесточенных споров между добывающими компаниями и чиновниками. Государство пытается маневрировать: время от времени идет на уступки производителям — например дает возможность восполнить потери от повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 2019 года, а с февраля снижает пошлины на экспорт нефтепродуктов. А иной раз закручивает гайки и повышает акциз на бензин (с этого года его ставка увеличилась в 1,5 раза), увеличивает налог на добычу полезных ископаемых, а также грозит применением временных заградительных пошлин на экспорт «черного золота».

Правда, для стабилизации топливных цен зачастую приходится включать ручное управление отраслью и прибегать к прямым договоренностям с нефтяниками о сдерживании тарифов горючего. Последняя из подобных сделок была согласована в октябре 2018 года. Нефтяники согласились заморозить стоимость бензина на июньском уровне (45–46 рублей за литр АИ-95).

Правда, эксперты считают, что очередной резкий рост цен на топливо не за горами. Сразу после новогодних праздников на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, служащей основной площадкой внутреннего и внешнего сбыта российского горючего, оптовая стоимость бензина в среднем подскочила на 5%. Это и был подарок нефтяникам, который нивелировал дополнительные затраты от повышения НДС. В свою очередь, маржа независимых сетей АЗС, которые занимают более половины розничного рынка топлива России, сократилась до минимума.

Новая волна роста стоимости бензина обещает произойти в апреле-мае этого года. Последняя договоренность между нефтяниками и правительством действует до конца марта. По истечении этого срока оптовые торговцы — перерабатывающие заводы, принадлежащие добывающим холдингам, окажутся вправе повышать отпускные цены, что, естественно, вызовет рост и розничных тарифов. Растущий спрос на сырье, который предполагается на мировом рынке к этому времени, снова приведет к увеличению поставок углеводородов на экспорт, тогда как на внутреннем рынке может опять образоваться дефицит, что приведет к повышению стоимости топлива. Цены на АЗС уже и так растут, однако пока это происходит в отдельных регионах и в целом по России подобный процесс практически незаметен.

Догоним или перегоним Америку?

Как признает замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин, потенциал для снижения стоимости горючего существует. Он объясняет, что эффективно сдержать цены можно не с помощью административных ресурсов, а за счет принципов рыночной экономики. Для этого нужно снова задействовать налоговое регулирование и жестко привязать уровень экспортных фискальных сборов к мировой стоимости сырья. Впрочем, пока эта идея не находит положительного отклика в Минфине — ведомстве, ответственном за доходы федерального бюджета.

Но если консенсус между ведомствами будет найден, то теоретически должно получиться по американской схеме: мировые цены на нефть падают, российские экспортеры, пользуясь внутренним снижением налоговой нагрузки, сокращают поставки за рубеж — и стоимость горючего на отечественных АЗС снижается. «Дополнительные объемы поставок на внутренний рынок могли бы стабилизировать и даже улучшить ценовую ситуацию на отечественном розничном рынке топлива», — уверен Голомолзин. Его служба обещает предостеречь нефтяников от необоснованного повышения цен на топливо путем ежедневного мониторинга стоимости горючего.

Правда, утверждать, что подобная система управления ценами может наладиться в России, пока преждевременно. Во-первых, резкого обрушения цен на нефть в обозримой перспективе не ожидается — политические неурядицы в Венесуэле и ужесточение санкций в отношении Ирана могут нарушить давно отлаженный механизм поставок сырья на мировой рынок. Итогом может стать повышение цен до $80 за баррель. «В стоимость бензина нефтяники кроме акциза и других растущий налогов закладывают общую неуверенность в стабильности мировой экономики», — отмечает старший аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Во-вторых, фиксация цен на топливо, оговоренная в прошлом году чиновниками и вертикально интегрированными нефтяными компаниями, произошла на пике роста стоимости горючего. Достигнув определенной планки, продавцы бензина вряд ли станут двигаться в сторону снижения ценников на АЗС.

Вопрос возможного подорожания бензина продолжает активно дискутироваться в правительственных кругах. На днях в Совете Федерации в рамках правительственного часа выступил вице-премьер по ТЭК Дмитрий Козак, пообещавший, что кабмин будет контролировать «рынок моторного топлива всеми доступными методами, чтобы выдержать целевые показатели, по которым была достигнута договоренность». Впрочем, скорее речь снова идет не о рыночных способах по сдерживанию цен, а о подключении административного ресурса и заключении с нефтяниками нового соглашения.

«В результате получается парадокс. С одной стороны, власть утверждает, что существуют все предпосылки для снижения цен на горючее путем регулирования налогообложения. В случае создания такого по-настоящему работоспособного механизма со временем ценообразование на топливном рынке России повторило бы американский, гибкий вариант, — отмечает старший аналитик «БКС Капитал» Сергей Суверов. — С другой стороны, чересчур активно жонглировать налогами чиновники не в состоянии, так как финансовые поступления от сырьевой отрасли формируют более половины федерального бюджета и служат залогом своевременного повышения пенсий и зарплат госслужащих. Это доказывает, что низкие цены — не в интересах правительства. Поэтому говорить, что Россия в ближайшее время сможет создать инструмент для управления топливными тарифами, который бы, как и в США, позволял оперативно снижать стоимость горючего, пока преждевременно».

Между тем нефтегазовые эксперты уже обсуждают идею продажи бензина по пол-литра. «Стоимость топлива не будет нервировать потребителя хотя бы на стелах с ценами. Однако это маскировка симптомов, а не лечение болезни, — предупреждает Кокорева. — Автолюбители сейчас стараются заправляться на небольшую сумму — 500–1000 рублей. Растущая стоимость бензина не прибавит в таком чеке литров, а заправку придется посещать гораздо чаще».

Парадокс России: почему нефть обвалилась, а бензин нет

Эксперты объяснили, почему топливо в России не дешевеет при падающей нефти

Цены на нефть падают уже второй месяц, а топливо в России продолжает дорожать. Владельцы независимых АЗС говорят, что могут совсем уйти с рынка, поскольку уже находятся на грани выживания. С их уходом страна может потерять до 60% инфраструктуры для заправки машин, что в итоге выльется в очередную волну повышения цен и ухудшения качества топлива. Пока ФАС считает устойчивой ситуацию на топливном рынке.

Нефть падает, бензин растет

С начала октября, когда баррель североморской марки Brent стоил $85,5, котировки к концу ноября упали более чем на 25%. По состоянию вечер 22 ноября нефть торговалась на уровне $63,1.

Котировки вернулись к показателям начала года, чего не скажешь о стоимости бензина. По данным Росстата, с начала года к 19 ноября цены на дизель выросли на 14%, а бензин марки Аи-95 подорожал на 9,5%.

За 19 ноябрьских дней средняя стоимость бензина осталась на уровне октября, а цены на дизель выросли на 2,5%. В октябре по сравнению с сентябрем рост цен на бензин составил 0,4%.

Цены на бензин в РФ никогда не шли вслед за нефтяными котировками, как при их росте до $120 за баррель, так и при падении до $40. Если бы стоимость топлива на АЗС определялась только рынком, то Аи-92 летом стоил бы более 50 рублей за литр, а сейчас — порядка 42 руб.,

подсчитала аналитик Vygon Consulting Анна Львова.

С точки зрения потребителя такой сценарий был бы менее благоприятным, чем при относительно стабильных ценах на топливо независимо от уровня нефтяных котировок, полагает она.

Российский рынок бензина своеобразно устроен, на нем установилась олигополия с элементами монополии, отмечает Алексей Антонов, аналитик «Алор Брокер». В цену бензина нефтяники на всякий случай закладывают, кроме акциза, другие растущие налоги, общую неуверенность в экономическом росте и вообще в стабильности экономики.

Читать еще:  Лада Гранта Лифтбек За Рулем

Влияние лоббистов нефтяной отрасли в правительстве сложно переоценить, ведь до 40-50% доходов государственного бюджета формируется нефтегазовыми доходами, констатирует он.

Потенциал есть, возможности ограничены

То, что потенциал для снижения цен на бензин, есть, подтверждает и Федеральная антимонопольная служба. «Сейчас биржевые продажи нефтепродуктов чуть меньше в ежедневном объеме, но выше нормативов.

Конечно, дополнительные объемы могли бы существенно улучшить ситуацию на внутреннем рынке, особенно учитывая, что сейчас он премиален, и потенциал для снижения цен имеется»,

— отметил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин на форуме «Биржевой товарный рынок».

Обычно, когда внутренний рынок становится по цене более предпочтительным, чем экспортная поставка, происходит снижение цены, но сейчас этого не происходит, отмечает глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов.

Причина, по его словам, в том, что цены на внутреннем рынке при заключении соглашения между правительством и вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) были зафиксированы на пике роста.

«То есть все экономические основания, связанные с падением цены на нефть, падением нетбэка для того, чтобы реальная оптовая цена сегодня проседала, есть, но цены зафиксированы «на горке» и цена не проседает»,

— констатировал Баженов. При этом действия самого крупного игрока направлены на то, чтобы оптовая цена сегодня соответствовала мелкооптовому индикативу, добавил он.

«Роснефть» на прошлой неделе приостановила поставки нефтепродуктов на биржу. Свои действия компания в специальном письме к ФАС обосновала тем, что биржевые трейдеры, по ее мнению, создают условия для нерыночного ценообразования.

Данная ситуация, по словам Голомолзина, обсуждается в правительстве, у ведомства налажен диалог с самой компанией, окончательного решения по этому вопросу пока не принято. Между тем дефицита на бирже, по его словам, нет, так как другие ВИНКи увеличили объемы торгов и перевыполняют нормативы по продаже топлива на бирже.

При этом в мелкооптовой торговле топливом «маржинальная доходность по сегменту составляет где-то 10-15%». «Это параметры, которые традиционно характерны для устойчивой ситуации на рынке», — добавил он.

Смерть розницы

Напомним, что в начале ноября Минэнерго РФ подписало соглашения со всеми вертикально-интегрированными нефтяными компаниями по сдерживанию отпускных оптовых и розничных цен на бензин и дизельное топливо на уровне конца мая 2018 года.

Заморозка установлена до конца года, затем до 31 марта 2019 года в связи с повышением НДС цены вырастут на оптовом рынке на 1,7%, а дальше начнут расти в соответствии с инфляцией. Кроме того, эти договоренности предполагают увеличение поставок топлива на 3% по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года.

Как отмечал профильный вице-премьер Дмитрий Козак, такие цены на оптовом рынке позволят обеспечивать маржу для АЗС, расчетный уровень которой должен составлять 2,7 тыс. руб. за 1 тонну.

Независимым АЗС, которые, по словам Баженова, «в кабинетных обсуждениях» не участвовали, также рекомендовано придерживаться указанных параметров и не повышать цены более чем на 4%.

Если сравнить индикативные оптовые цены и реальные розничные, то маржа АЗС в среднем по стране оказывается действительно равной около заявленных 2700 рублей за тонну, однако индикативные цены не всегда соответствуют экономически обоснованным, рассчитываемым как стоимость топлива на НПЗ-поставщиках и доставка до региона, отмечает Анна Львова.

Из-за этого заводам невыгодно поставлять топливо в отдельные субъекты РФ, и в них возникает дефицит и мелкооптовые цены растут. Особенно острая ситуация на рынке дизеля, где индикаторы не учитывают подорожания зимних марок в сравнении с летними до 3000 руб./т. В конечном итоге больше всего страдают независимые АЗС, не имеющие возможность компенсировать убытки за счет сегмента добычи, констатирует аналитик.

«Учитывая среднее значение мелкооптового индикатива, среднероссийская маржинальность отныне и до 31 марта 2019 года составит 1 рубль 70 копеек за литр. Если мы возьмем и окунемся в реальность, то увидим, что при суточной реализации в 10 тысяч литров операционные затраты АЗС составляют порядка 3 рублей на литр. И это минимальные операционные затраты», — отмечает Баженов.

Когда допустимая маржинальность меньше, чем операционные затраты, можно ожидать закрытия большого количества независимых заправок, резюмировал он.

По расчетам Независимого топливного союза, в России инфраструктурно-независимый сектор занимает 60% рынка по количество АЗС (порядка 15 тыс. заправок, против 10 тысяч — у ВИНКов). Но соотношение по объему продаж — 30% на 70%. При этом, частные АЗС очень часто являются единственными продавцами топлива в отдельных районах.

«Если не станет независимых заправок, то в целом оставшаяся инфраструктура позволит заправить лишь порядка 20 млн автомобилей при имеющихся на сегодня 50 млн машин. Вот такой баланс будет»,

Не исключено, что в условиях низкой маржинальности качество топлива на независимых АЗС может ухудшиться.

Глава «Роснефти» Игорь Сечин ранее посоветовал независимым игрокам увеличивать объем дополнительных услуг. Напомним, что еще весной в Госдуму был внесен законопроект о снятии запрета на торговлю пивом и вином на автозаправочных станциях.

Бензин подорожает? А как же!

Не верю. Никогда еще государство (не только наше) не проявляло себя эффективным управленцем – за исключением тех функций, которые являются прерогативой именно государства (охрана границ, поддержание общественного порядка, освоение космоса и т. д.).

Бензин дорожает по двум очевидным причинам: цéны на мировом рынке значительно выше, чем у нас, а в цене литра бензина гораздо больше налогов, нежели затрат на его производство.

Нефтедобывающим компаниям (они же перерабатывающие) выгоднее гнать топливо на экспорт. Государству – тоже! При продаже тонны нефти в России казна в виде акцизов получает около 16 долларов, а при продаже той же тонны на экспорт – уже 31 доллар. В случае с бензином эта разница еще выше.

Если ограничить цену на бензин, очень скоро мы столкнемся с его дефицитом. Нечто подобное мы уже видели на примере ряда лекарственных препаратов, цéны на которые тоже взяты под госрегулирование: эти лекарства просто стали исчезать с прилавков, поскольку производителям оказалось невыгодно их выпускать.

В цену бензина зашито несколько налогов, включая НДС, акциз, налог на добычу полезных ископаемых и другие. Если в 2014 году, по данным Российского топливного союза, в цене литра АИ‑92 налоги и акцизы составляли около 62%, то в мае 2018 года этот показатель вырос до 70%, и в результате розничные сети по продаже автомобильного топлива стали работать в убыток – именно это отражает наша инфографика. (В США доля налогов в цене бензина не превышает 12%.) Государство не откажется от столь надежного механизма пополнения бюджета. С 1 января 2019 года планируется новое повышение акцизов, которое приведет к подорожанию бензина еще на 5–10%.

Бензин может быть дорогим или дешевым – отнюдь не его цена определяет благосостояние людей и возможность вести прибыльный бизнес. Например, в нефтедобывающей Норвегии «девяносто пятый» бензин продается, в пересчете на наши деньги, по цене 120 рублей за литр – почти втрое дороже, чем у нас.

Не тратить меньше надо, а больше зарабатывать. По оценке агентства Bloomberg, норвежец тратит на галлон (3,79 л) бензина около 3,5% своего дневного заработка, американец – примерно столько же, а россиянин – 9,2%. По дешевизне топлива мы находимся на десятом месте в мире (Норвегия – на 60‑м, США – на 19‑м), а по покупательной способности в пересчете на тот же галлон бензина – лишь на 34‑м месте (Норвегия – на 11‑м, США – на 10‑м).

Законопроект не пройдет. Поскольку бензин будет лишь дорожать год от года, перед многими автомобилистами встает вопрос: какой бензин выгоднее заливать в баки бюджетных автомобилей с учетом мощностных параметров и расхода топлива? Журнал «За рулем» дает ответ: Кирилл Милешкин провел масштабные исследования, включая замеры на динамометрическом стенде, результаты — в сентябрьском выпуске. Читайте – и не переплачивайте!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector