Отмена Утилизационного Сбора В России

Утилизационный сбор в РФ 2020

Важно!

25.11.2019 г. премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о повышении ставок утильсбора в России с 1 января 2020 года. Инициатором изменения ставок выступил Минпромторг. Ассоциация автодилеров просила не повышать утилизационный сбор, так как это вызовет дополнительный рост цен на автомобили на 2-4%.

Если вы планировали купить легковой автомобиль, то ноябрь-декабрь 2019 — самое время это сделать. С 2020 года ставка утильсбора на легковушки поднимается в среднем на 110,7%. Как видите, запланирован рост в 2 раза.

Ранее, 10 сентября 2019 года, стало известно, что Министерство промышленности и торговли РФ направило в Правительство предложение о повышении ставки утилизационного сбора на автомобили с 1 января 2020 года. По предварительным расчетам ведомства, в среднем ставки могут вырасти на 80%, в сегменте легкового транспорта — на 110%.
Причина очередной индексации ставки утилизационного сбора (последняя была проведена в 2018 году) — необходимость сохранить барьер для импорта готовых автомобилей в Россию после недавнего снижения пошлин.

Больше всего в 2020 году ставки вырастут для легковых автомобилей – в среднем на 110,7%. Для ТС с двигателем объемом до 1 л ставка изменится на 46,1%, от 3,5 л – на 145%. Для наиболее популярного сегмента автомобилей с объемом движка 1-2 л утилизационный сбор увеличится на 112%.

В 2018 году Правительство РФ уже утверждало новые ставки утилизационного сбора на автомобили на 2018 и 2019 годы. Ранее Минпромторг заявлял, что средний рост сбора на все типы транспортных средств составит около 15%, однако коэффициенты выросли сильнее — на 90% для отдельных категорий ТС. Постановление было опубликовано 21.03.2018 на официальном сайте Правительства.

Новые размеры коэффициентов утильсбора на легковые и грузовые авто вступили в силу с 1 апреля 2018 года и действуют по 31 декабря 2019 года:

  • Новые автомобили с объемом двигателя до 1 л — 33 000 рублей (+16,2%). Старый коэффициент — 1,42, новый — 1,65. Для машин старше трех лет коэффициент вырос с 5,3 до 6,15.
  • Новые автомобили с объемом двигателя от 1 до 2 л — 84 000 рублей (+90%). К ним относятся Lada Vesta, Skoda Rapid, Kia Rio. Старый коэффициент — 2,21, новый — 4,2. Для подержанных авто коэффициент вырос с 8,26 до 15,69.
  • Новые автомобили с объемом двигателя от 2 до 3 л — 126 000 рублей (+49,3%). Это Kia Sorento, Ford Kuga и т. д.
  • Новые автомобили с объемом двигателя от 3 л — остаются прежними.
  • Электромобили — рост на 14,8%.

Что такое утилизационный сбор на автомобили и в чем его суть?

Приобретение автомобиля на российском рынке или за рубежом связано с определенными расходами. Одним из видов доп. платежей, введенных с 2012 года, является утилизационный сбор. Вопросов у автомобилистов в связи с этим нововведением много. Это и увеличение утилизационного сбора, и его размеры, и калькулятор расчета, льготы и т. д. Давайте разбираться со всем этим по порядку.

Утильсбор — это разовый платеж, взимаемый в пользу государства. Уплата утилизационного сбора возлагается на производителя или импортера. На покупателя ТС возлагается только в том случае, если взнос не был внесен до заключения договора купли-продажи.

Впервые вопрос о том, что значит утилизационный сбор и зачем он нужен, поднялся в 2012 году. Президент РФ внес изменения в 5 главу Федерального закона №89. Он был дополнен статьей 24.1. В ней указывались лица, обязанные оплачивать сбор, цели и задачи, сроки внедрения, категории ТС и т. д. А 1 января этого года вступило в законную силу постановление Правительства РФ № 401, в котором обозначено изменение утилизационного сбора на автомобили в 2018. О нем мы и поговорим ниже.

Последние новости о введении нового утилизационного сбора активно обсуждались внутри страны и за рубежом. Импортеры волновались о повышении цен для покупателей за счет увеличения базовой ставки, коэффициента сбора. Новость о повышении утилизационного сбора на автомобили в России с 1 января 2020 граждане узнали в ноябре 2019 года.

Когда и кому нужно платить?

Оплата утилизационного сбора — это обязанность производителя или одного из собственников ТС. Согласно закону, юридическое или физическое лицо оплачивает утилизационный сбор в следующих ситуациях:

  1. При ввозе автомобиля из-за рубежа.
  2. При производстве ТС на территории РФ.
  3. При покупке ТС у собственника, ранее не оплатившего сбор.

Кто освобождается от уплаты

От уплаты освобождаются автовладельцы в таких случаях:

  • ТС возрастом более 30 лет. Автомобиль не должен быть источником дохода, использоваться как коммерческий. На нем должны быть установлены оригинальные запчасти — двигатель, рама, кузов.
  • Машина является собственностью переселенцев, участвующих в программе добровольного возвращения на Родину из-за границы.
  • Автомобиль используется в качестве средства передвижения дипломатического представителя, его семьи, сотрудников дипмиссии.
  • В ПТС стоит штамп об утилизационном сборе, то есть производитель или предыдущий владелец внесли плату до продажи автомобиля.

На какие категории транспорта распространяется

Закон 2012 года включил в себя перечень категорий ТС для оплаты утилизационного сбора, а именно:

  • легковые, повышенной проходимости;
  • электроавтомобили;
  • автобусы;
  • грузовые.

С полуприцепов утилизационный сбор не взимается.

Полный перечень ставок на утилизационный сбор 2019 в рублях

Виды и категории транспортных средств

Утилизационный сбор отменят?

С 1 апреля в России отменяется утилизационный сбор на импортные автомобили.

С 1 апреля в России отменяется утилизационный сбор на импортные автомобили.

С 1 апреля в России отменяется один из самых противоречивых налогов – утилизационный сбор на импортные автомобили. Соответствующее заявление сегодня было распространено пресс-службой Министерства промышленности и торговли. В сообщении ведомства Дениса Мантурова, в частности, говорится, что решение об отмене сбора было принято еще в начале марта. Однако окончательное его утверждение состоялось лишь накануне на срочном совещании кабинета министров.

Для расчета таможенных платежей используйте таможенный калькулятор

Читать еще:  Мерседес Cla 200 Отзывы Владельцев

В правительстве пока не уточняют, будет ли утилизационный сбор отменен окончательно или это лишь временная мера. Однако очевидно, что к такому решению российские власти подтолкнули не самые оптимистичные показатели отечественного импорта. Напомним, что в первые месяцы года ввоз товаров в Россию сократился более чем на 8%. Казалось бы, идеальные условия для развития импортозамещения. Однако модернизация собственного производства оказывается крайне затруднительным процессом без стабильных поставок зарубежной высокотехнологичной и современной продукции, прежде всего, машиностроительного сектора.

Между тем, именно утилизационный сбор, по мнению многочисленных экспертов, стал одним из основных факторов, повлиявших на снижение импорта автомобилей и спецтехники. Покупка продукции зарубежного автопрома стала многим в России просто не по карману.

Кроме того, некоторые аналитики видят в отмене утилизационного сбора и политический подтекст. Это, к слову, объясняет и такую поспешность принятия данного решения, а также кулуарность его обсуждения (до сегодняшнего дня в СМИ не было ни единой утечки). Евросоюз, напомним, сейчас судится с Россией по поводу обоснованности взимания у нас в стране утилизационного сбора. По версии ЕС, данный налог противоречит нормам ВТО.

В стане Евросоюза сейчас идет активная дискуссия по поводу возможных санкций против России из-за ситуации вокруг Крыма. И в данный момент среди европейцев нет консолидированной позиции по этому вопросу. В частности, против санкций выступает Германия – ключевой игрок в ЕС. Так что, уступка в вопросе с утилизационным сбором вполне может склонить Европу на сторону России.

Напомним, что утилизационный сбор был введен осенью 2012 года. Базовая ставка налога для легковых машин составила 20 000 рублей, для грузовиков и автобусов — 150 000. Кроме того, в зависимости от возраста автомобиля и его технических характеристик ставка могла дополнительно повышаться. При этом российские автопроизводители от уплаты утилизационного сбора освобождались. Взамен они могли предоставлять гарантии по утилизации своей продукции.

UPD. Всех с 1 апреля! 🙂

P.S. А пока утилизационный сбор не отменили, давайте посчитаем стоимость растаможки вашего авто.

Добавим, что компания «Альтерна» , как надежный таможенный представитель, всегда готова предложить для своих клиентов исключительно выгодные условия как по импортным, так и по экспортным поставкам. Мы занимаемся доставкой и растаможкой самых разных товаров (включая автозапчасти и оборудование) из Китая, Южной Кореи, Японии, Индии, США и других стран мира.

Утилизационный сбор в России в 2019 году

Утилизационный сбор является разовым платежом, взимаемым государством. Оплата его может браться не только с производителей, но и с обычных покупателей автомобилей. Так что такое утилизационный сбор на автомобили, кто и когда обязан его платить? Разберемся в этой статье…

Утилизационный сбор на автомобили в России 2019

За счет утилизационного сбора государство финансирует утилизацию транспорта по экологическим нормам, когда его снимают с эксплуатации.

До 2016 года данный сбор был предусмотрен только для колесного транспорта, но сейчас его собирают и с самоходных машин и прицепов к ним.

Кто платит утилизационный сбор на автомобили в 2019 году?

Утилизационный сбор взимается:

  • С производителей транспорта в России;
  • С импортеров транспорта в Россию;
  • С покупателей транспорта, по которому сбор не заплатили.

Для организаций и физических лиц уплата утилизационного сбора будет обязательной, если они приобрели транспорт:

  • продавец которого освобожден от утилизационного платежа;
  • продавец которого не заплатил сбор, хотя и должен был это сделать;

Утилизационный платеж совершается только единожды. Если первым владельцем или производителем сбор уплачен, платить его больше не потребуется последующим владельцам, если не имеет место модернизация объекта.

На какой транспорт предусмотрен утилизационный платеж?

Транспорт, облагаемый утилизационным платежом, оговорен перечнем самоходных машин, который утвердили постановлением Правительства от 06.02.2016 №81, и перечнем колесных ТС, утвержденным постановлением от 26.12.2013 №1291.

Если транспорт отсутствует в данных перечнях, значит, сбор на него не взимается. Транспорт, не входящий в список, должен иметь ПТС с отметкой, что утилизационный платеж не взимается.

Если организацией транспорт модернизирован, что привело к изменению его технических и эксплуатационных характеристик, то его классификация может происходить по иному пункту перечня.

Также сбор не взимается с транспорта:

  • Ввезенного в Россию беженцами, вынужденными переселенцами или физическими лицами – участниками программы добровольного переселения из-за границы, как часть их личного имущества;
  • Принадлежащего консульствам, дипломатическим представительствам, организациям, с привилегиями и иммунитетом, их сотрудникам и членам семей;
  • Выпущенного 30 и более лет назад, за исключением транспорта, внесенного в социальный перечень, не используемого в коммерческих целях, имеющего оригинальный кузов, двигатель, после реставрации до оригинального состояния или сохраненного в таком состоянии.
  • Выпущенного менее 3-х лет назад, и включенного в специальный перечень и помещенного под процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭС в Калининградской области.

Когда ввели утилизационный сбор на автомобили?

Сбор утилизационных платежей производится с 1 сентября 2012 года с транспорта, входящего в перечни, указанные выше.

Утилизационный сбор предусмотрен не только на легковые автомобили, но и на грузовики и спецтехнику.

Если транспорта нет в перечнях, или за него уже внесен утильсбор – больше ничего платить не нужно.

Ставки утилизационного сбора на автомобили

Для расчета утильсбора нам потребуется базовая ставка, умноженная на коэффициент.

Как рассчитать утилизационный сбор на автомобили?

Чтобы рассчитать размер утилизационного сбора на автомобиль, необходимо знать базовую ставку и коэффициент.

  • Для колесного транспорта, выпущенного в России, категорий М1, а также с повышенной проходимостью категории G, специального и специализированного транспорта данных категорий, предусмотрена ставка в 20000 рублей;
  • Для колесного транспорта категорий М2, М3, N1, N2, N3, а также с повышенной проходимостью категории G, и специализированного транспорта данных категорий – 150000 рублей;
  • Для шасси колесного транспорта категорий N1, N2, N3, М2, М3 – 150000 рублей;
  • Для прицепов к колесному транспорту – 150000 рублей;
  • Для самоходного транспорта и прицепов к нему – 172500 рублей.
Читать еще:  Как Перегнать Авто Из Литвы

Классификацию транспорта по категориям вы найдете в приложении 1 к техрегламенту Таможенного союза.

На величину коэффициента влияет:

  • возраст транспорта;
  • категория транспорта;
  • технически допустимая масса транспорта.
  • объем двигателя.

Узнать коэффициент для своего автомобиля вы сможете, воспользовавшись перечнями, оговоренными выше.

Как заплатить утилизационный сбор?

С импортеров утилизационный сбор будет взят прямо на таможне, как и с владельцев транспорта, помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории ОЭС в Калининградской области.

Чтобы узнать, нужно ли вам платить утилизационный платеж, возьмите ПТС своего авто, и проверьте, есть ли там отметка о том, что сбор уже уплатили. При ее наличии вам ничего больше платить не нужно. Ели же отметки нет – придется внести взнос.

Плата утильсбора в России покупателями и производителями транспорта производится в налоговую инспекцию. КБК для платежа вы сможете узнать из таблицы на сайте ФНС.

Автор: Виктория Голдина, дата публикации: 02.10.2019
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.

Увеличение утилизационного сбора с 1 января 2020 года

Добрый день, уважаемый читатель.

Начиная с 1 сентября 2012 года за все автомобили, выпускаемые в обращение на территории России, должен быть уплачен утилизационный сбор.

Размер самого утилизационного сбора время от времени изменяется, с 1 января 2020 года произойдет его очередное увеличение. Именно об этом и пойдет речь ниже.

Сразу же хочу отметить, что большинству водителей с уплатой утилизационного сбора сталкиваться не приходится, т.к. они покупают машины с соответствующей отметкой в ПТС. То есть увеличение стоимости в первую очередь отразится на производителях автомобилей и на тех, кто ввозит автомобили из-за границы.

С другой стороны, размер утилизационного сбора включается в стоимость продажи автомобиля, так что косвенно рассматриваемые нововведения отразятся на всех водителях.

Для начала несколько общих слов про нововведения. Изменения внесены в перечень видов и категорий транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационных сбор, а также размеров утилизационного сбора. Полный текст данного документа Вы можете найти на следующей странице:

Основную часть документа представляет таблица с коэффициентами. Ранее в этой таблице было 3 столбца, начиная с 1 января 2020 года их осталось всего 2: новые автомобили (младше 3-х лет) и автомобили старше 3-х лет. Коэффициенты для этих групп разные.

Изменения в основном затронули коэффициенты из первого столбца, то есть применяющиеся к новым автомобилям. Есть несколько изменений и для машин старше 3-х лет, они также будут рассмотрены ниже.

Увеличение утилизационного сбора для автомобилей категории B

В первую очередь рассмотрим изменения, которые относятся к автомобилям категории B (легковым и грузовым):

Примечание 1. Для грузовиков категории В c полной массой от 2,5 до 3,5 тонн коэффициент не изменился. За них утилизационный сбор, как и раньше, составляет 300 000 рублей.

Примечание 2. Для грузовиков массой до 2,5 тонн и в возрасте старше 3-х лет также изменился размер утилизационного сбора. Теперь он составляет 189 000 (вместо 151 500 ранее).

За каждый новый автомобиль должен быть уплачен утилизационный сбор, поэтому на основе приведенной выше таблицы можно понять, на сколько вырастет цена новых автомобилей категории В, выпущенных в обращение в 2020 году. Данная информация приведена в последнем столбце таблицы.

Например, самая массовая группа легковых автомобилей имеет двигатели объемом от 1 до 2 литров (от 1000 см3 до 2000 см3). Стоимость таких автомобилей вырастет на 94 400 рублей.

Примечание 3. Размер утилизационного сбор при ввозе автомобиля для личного пользования из-за границы не изменился. Для новых автомобилей он составляет 3 400 рублей, для автомобилей старше 3-х лет — 5 200 рублей.

Увеличение утилизационного сбора для грузовиков категории C

Примечание. Для грузовиков массой 5-8 тонн, самосвалов массой 12-20 тонн, фургонов массой 20-50 тонн размеры утилизационных сборов не изменились.

Увеличение утилизационного сбора для автобусов категории D

Увеличение утилизационного сбора на прицепы тяжелее 10 тонн

Внимание! Кроме перечисленных в рамках данной статьи типов транспортных средств, утилизационный сбор увеличился также и для шасси транспортных средств. При желании Вы можете самостоятельно изучить полную таблицу с новыми коэффициентами.

Стоит ли покупать новый автомобиль до конца 2019 года?

Внимание! Важно понимать, что далеко не все автопроизводители платят утилизационный сбор в денежной форме.

Организация может взять на себя обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортным средством своих потребительских свойств. То есть организация может пообещать, что она сама утилизирует транспортное средство впоследствии.

Для таких транспортных средств размер утилизационного сбора в стоимость не включается и цена с 1 января 2020 года может не вырасти.

На основании приведенной выше информации можно сделать вывод о том, что в 2020 году большинство транспортных средств подорожают. Причем довольно значительно. В связи с этим у многих водителей возникает вопрос, стоит ли покупать машину в 2019 году по старой цене. Ответ на данный вопрос можно дать только исходя из того, какую цель Вы преследуете:

1. Требуется новый автомобиль. Если Вам или Вашей семье требуется новый автомобиль и Вы планируете его покупать в ближайшие полгода, то имеет смысл подумать о покупке до начала 2020 года. Возможно, имеет смысл взять недостающую сумму в кредит, т.к. переплата может оказаться меньше, чем подорожание автомобилей в начале 2020 года.

В любом случае нужно внимательно посчитать, какой вариант будет более выгодным (покупка сейчас или потом).

2. Для вложения денег. Если у Вас уже есть автомобиль и Вы хотите купить еще один, чтобы выгодно вложить деньги, то делать покупку не стоит. Этот вопрос более подробно рассмотрен в статье «Имеет ли смысл вкладывать деньги в покупку автомобиля?». В самом лучшем случае машину удастся продать по той же цене, что она была куплена, т.к. никто не захочет покупать машину с рук по цене новой. Так что лучше вложите деньги в банк под проценты.

Читать еще:  Сколько Стоит Дарственная На Машину

Отмена утилизационного сбора при временном ввозе автомобилей в РФ

Рассмотрим еще одно важное изменение:

1 Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или оформляется новый электронный паспорт, которые изготовлены (достроены) на базе колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении таких колесных транспортных средств и прицепов к ним, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, на базе которых была осуществлена достройка.

8 Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 147 «О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок», рассчитывается с применением коэффициента, равного 0,25.

1 Размер утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, на которые выдается новый паспорт транспортного средства или оформляется новый электронный паспорт, которые изготовлены (достроены) на базе колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, определяется как разница между суммой утилизационного сбора, подлежащей уплате в отношении таких колесных транспортных средств и прицепов к ним, и суммой утилизационного сбора, ранее уплаченной в отношении колесных транспортных средств (шасси) или прицепов к ним, на базе которых была осуществлена достройка. Утилизационный сбор в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и помещенных под таможенный режим временного ввоза не взимается.

Суть нововведения заключается в том, что с 1 января 2020 года при временном ввозе транспортного средства на территорию России утилизационный сбор не взимается абсолютно во всех случаях.

Ну а в заключение рекомендую Вам самостоятельно изучить текст рассмотренного сегодня нормативного документа:

Правительство повысило ставки утильсбора. Стоимость автомобилей вырастет на 60 тысяч рублей

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о повышении ставок утилизационного сбора на автомобили. Ставки вырастут более чем в 2 раза. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ».

Средняя ставка сейчас около 100 тыс. руб., таким образом к ней добавиться 110-150 тысяч рублей.

Утилизационный сбор ввели в 2012 году — сначала для производителей, которые импортируют машины, но затем его распространили и на тех, кто собирает автомобили в России.

В проекте бюджета на 2020 год уже учтена индексация сбора: рост поступлений оценивается в 150,2 млрд руб. в 2020 году и в 48 млрд руб. в 2021 году. С импорта машин в 2020-м намерены собрать 77,3 млрд руб.

Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов в разговоре с РБК заявил, что повышение правительством утилизационного сбора отразится прежде всего на цене автомобилей, произведенных за границей. В дилерских центрах полагают, что машины массового сегмента могут с января подорожать примерно на 60 тыс. руб.

«Прежде всего повышение утилизационного сбора затрагивает импортные автомобили. С учетом того, что в стране существуют огромные недозагруженные мощности, в рамках бюджетных и даже среднеценовых моделей у нас предложение закрывается локальным производством более чем наполовину. Думаю, что повышение утильсбора будет больше ощущаться в премиальном сегменте», — сказал он. Беспалов добавил, что здесь спрос менее чувствителен к цене, поэтому вряд ли стоит ждать ощутимого изменения спроса.

Президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев подтвердил РБК, что из-за повышения утильсбора автомобили подорожают на 60–100 тыс. руб.

«Безусловно, повышение утильсбора отразится на импортируемых автомобилях и на автомобилях, производители которых не подписали СПИКи — спецконтракты, по которым им потом выплачиваются субсидии. Но и по машинам, который попадают под СПИКи, компенсация происходит не сразу, а через три-девять месяцев. На часть автомобилей цены точно повысятся: машины массового сегмента подорожают на 60 тыс. руб., премиум-сегмента — более чем 100 тыс. руб.», — рассказал он.

Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кодаков в интервью изданию «Bfm.ru» заявил, что утильсбор является фактически косвенным налогом.

«Если вы остановите сто автомобилистов и спросите у них, где можно утилизировать автомобиль, я думаю, что из ста в лучшем случае, может быть, один вам скажет, да и то вряд ли, где можно машину утилизировать, — сказал Кодаков. — Не появилось у нас каких-то серьезных утилизационных компаний, пунктов и так далее. То есть фактически это такой скрытый налог, на мой взгляд. Это первое. Второе: что будет с ценами? Понятное дело, что цены будут расти. Несколько лет назад утилизационный сбор уже повышался, и, естественно, за все это в конце концов заплатит покупатель, потому что государство компенсирует автопроизводителям затраты на утилизационный сбор, но не прямыми деньгами, а какими-то компенсациями, какими-то субсидиями на развитие производства. Но производство будет развиваться когда-то еще, а деньги в автомобиль нужно вложить прямо здесь и сейчас. И поэтому людям, которые психологически готовы купить машину сейчас, надо покупать ее сейчас, потому что завтра будет дороже. В 2018-2019 годах утильсбор на самый ходовой сегмент — машины с объемом двигателя от одного до двух литров — был 84 тысячи рублей. Соответственно, если с 1 января этот сбор увеличится практически в два раза в легковом сегменте, значит, эти 80 тысяч нужно зашить в цену автомобиля. Я не думаю, что кто-то будет брать эти расходы на себя и ждать, когда государство это компенсирует».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector