Создание Совместного Предприятия В Казахстане

Правовое положение совместных предприятий в Казахстане

4. Правовое положение совместных предприятий в Казахстане

Активный процесс создания совместных предприятий на территории Республики Казахстан начался в 1991 г. На 1 января 1998 г. в республике действовало 1388 совместных предприятий (на 1 января 1997 г. — 995 совместных предприятий), созданных с участием партнеров из 81 страны, с уставным фондом в размере 57 481,7 млн. тенге. Наибольшее число предприятий создано с фирмами России — 237, Турции — 228, Германии — 116, США — 115, Китая — 79, Великобритании — 53, Ирана — 45, Южной Кореи — 38, Швейцарии -35, Италии — 33. Вклад нерезидентов в уставный фонд совместных и иностранных предприятий превысил 23 061 млн. тенге и составил 40,1% от общего уставного фонда этих предприятий.

К числу крупных совместных предприятий по объему уставного фонда (свыше 1 млн. тенге) относятся следующие совместные предприятия: «Казвино» (г. Алматы) 262 млн. тенге, «Арман» (в Мангистауской области) — 175 млн. тенге, «Веснет» (Павлодарской области)- 145 млн. тенге, «Международная морская транспортная компания» (Мангистауской области)- 122 млн. тенге, «Тенгизшевройл» — 68 млн. тенге, «Каспий Лимитед» (Атырау) — 63 млн. тенге.

Необходимо рассмотреть юридические вопросы, возникающих при создании совместных предприятий. Прежде всего необходимо учесть, что в Казахстане порядок создания совместных предприятий и его регистрации регулируется следующими нормативными актами: законом Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях» от 27 декабря 1994 г. Гражданским кодексом Республики Казахстан, общая часть, принятым Верховным Советом 27 декабря 1994 г., Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, «О хозяйственных товариществах» от 2 мая 1995 г., Указом Президента Республики Казахстан «О государственной регистрации юридических лиц» от 17 апреля 1995 г., постановлением Кабинета Министров от 31 октября 1991 т. номер 661 «О порядке создания и деятельности на территории Республики Казахстан Предприятий и организаций с иностранными инвестициями», а также положением «О порядке государственной регистрации юридических лиц органами Министерства юстиции Республики Казахстан», утвержденным министром юстиции 14 июля 1995г.

Согласно статье 14 Закона об иностранных инвестициях предприятия с иностранным участием могут создаваться в форме хозяйственного товарищества, акционерного общества, а также в иных формах, не противоречащих законодательству Республики Казахстан. Предприятия с иностранным участием учреждаются в таком порядке, в каком создаются юридические лица Республики Казахстан.

Необходимо учесть, что раньше постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан номер 609 от 15 июля 1993 г. был установлен минимальный размер уставного фонда совместны предприятий. Для иностранных инвесторов — 50 тыс. долларов США, для казахстанской стороны -20 тыс. тенге.

Однако в дальнейшем данное ограничение было снято постановлением Кабинета Министров Республики № 670 от 17 июня 1994 г. «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 15 июля 1993 г; № 609» и признан утратившим силу абзац третий постановления Кабинета Министров от 15 июля 1993 г. № 609 «О внесении изменений и дополнений в постановление Кабинета Министров Республики Казахстан от 31 октября 1991 г. № 661».

В статье 15 закона об иностранных инвестициях подчеркивается, что размер и структура уставного фонда предприятии с иностранным участием определяется его учредителями.

Взносы в уставный фонд могут вноситься в установленном законодательством Республики Казахстан порядке в виде зданий, сооружений, оборудования и других материальных ценностей, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав, включая право на интеллектуальную собственность.

Уставный фонд может пополняться за счет прибыли от хозяйственной деятельности и других поступлений предприятий, а при необходимости также за счет дополнительных вкладов его участников.

Доля и оценка имущественных вкладов казахстанских и иностранных участников в уставном фонде совместного предприятия определяются по договоренности между участниками как в национальной валюте Республики Казахстан, так и в иностранной валюте с применением цен мирового рынка и курса, установленного Национальным Банком Республики Казахстан на дату регистрации юридического лица, оценка вклада в уставный фонд подлежит независимой аудиторской проверке. Денежные средства уставного фонда должны храниться в уполномоченном банке, зарегистрированном в Республике Казахстан.

Иногда иностранный инвестор включает в. устав положение о том, что вся сумма уставного фонда совместных предприятий будет использована в качестве строительные фондов. Тогда как по практике создания совместных предприятий в Казахстане в уставах указываются следующие фонды: резервный фонд и, как правило, несколько других фондов: например, амортизационный фонд, фонд развития производства, науки и техники, фонд заработной платы, фонд материального поощрения, фонд социального развития, а также другие фонды для развития и деятельности совместных предприятий. В некоторых уставах фиксируются: назначение, размеры, источники образования и порядок использования фондов, в других — делается отсылка, что указанные вопросы решаются Советом директоров.

Вопросы земельных отношений регулируются Указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона «О земле» от 22 декабря 1995 г. В статье 41 данного указа, установлено долгосрочное право временного землепользования на срок до 99 лет.

Рассматривая вопрос о трудовых отношениях в совместных предприятиях, необходимо помнить о правилах статьи 24 Закона Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях», принятого 27 декабря 1994 г. В частности, юридическим лицам с иностранным участием предоставляется право самостоятельно решать вопросы, связанные с условиями найма, увольнения, режима труда, а также предоставления льгот, гарантий и компенсаций всем работникам предприятия.

Стремление западных фирм закрепить создание совместных предприятий в республике принятием специального постановления Правительства Республики Казахстан, что придает, во-первых, значимость созданного совместного предприятия а во-вторых, легче осуществлять деятельность, которая санкционирована правительственным органом, и в третьих, в подобных постановлениях даются поручения многим министерствам и ведомствам, а также главам областных администраций оказывать содействие совместного предприятия в его работе. В качестве примера можно назвать: постановление Кабинета Министров от 21 июля 1992 г. № 614 «О совместном предприятии «Казахстан-Самсунг»; постановление от 13 мая 1993 г. № 387 «Об образовании совместного предприятия «ДЭН» для нужд агропромышленного комплекса» (учредители внешнеэкономическая ассоциация «Казахстан» и корпорация «Картил Интернейшнл » США).

Совместные предприятия в Казахстане

Радикальная перестройка системы управления экономикой на рельсы рыночных отношений, — одно их важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятия, положение которого в рыночной экономике меняется коренным образом.

Менеджмент организации работающей в рыночной среде, предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала.

Мировой опыт свидетельствует, что данный сектор является важным структурным звеном в рыночной экономике развитых стран. Необходимость интенсивного функционирования совместных предприятий вызвана рядом активных тенденций, среди которых важное место занимают рост специализации и разделение труда, диверсификация производства. Материалоемкость и энергоемкость продукции, работ и услуг, повышение спроса на высококачественные товары, возрастание демографических факторов и другие.

В Казахстане имеются огромные природные ресурсы, которые составляют мощную платформу для развития практически любых видов промышленности. Этот фактор является наиболее привлекательным для деловых кругов многих развитых стран мира. Количество иностранных компаний и фирм, вкладывающих свои капиталы в развитие экономики республики, постоянно растет. Этому также способствует разумная политика правительства республики, предоставляющего множество льгот для иностранных инвесторов. В Республике нет межнациональных и этнических конфликтов, которые могли бы послужить основой для военных столкновений. Этот фактор необходимо расценивать в свете перспективы развития Республики Казахстан, что в свою очередь, является надежным гарантом для любого инвестора, вкладывающего свой капитал в развитие экономики нашего государства.

Одно из главных целей в Казахстане является – сформировать, развить рыночное хозяйство, деформировать и реформировать собственность, внедрять товарно-денежные отношения, производство и потребление. Для всего того следует всемерно поощрять бизнес, предпринимательство, изучать их родовые признаки, черты и опыт, к которым в первую очередь следует отнести: обмен деятельностью, стремление участников обмена деятельностью реализовать свои интересы, стремление умножению своих интересов среди партнеров по общему делу и сделкам; проявление личной и коллективной инициативы; способность и готовность идти на риск, умение оценивать вероятные и действительные результаты сделок, определять приоритеты и подчинять логику делового общения.

В условиях перехода к рыночным отношениям одной из реальных и действенных мер стабилизации экономики Республики Казахстан становится включение в мировое хозяйство. Какую бы отрасль производства ни взять – все требуют финансовых вложений: на замену изношенной техники и оборудования, реконструкцию, обновление технологии, а то и просто поддержание жизнедеятельности. Все большую роль в становлении и развитии нового механизма внешнеэкономической деятельности начинают играть совместные предприятия. В этой связи практика требует теоретической и практической разработки совместного предпринимательства в условиях рыночных отношений Республики Казахстан.

В западной литературе термин «джоинт-венчур» (joint-venture) возник в Великобритании для определения объединений «Лирчант Венчерс» или «Джентльмен Адвенчерс», занимавшихся заморской торговлей в 16-19 веках. Совместная закупка товаров, их перепродажа с учетом риска и потерь представляли собой объединения типа «эдвечерс» (adventures). Именно из подобных форм дооворенностей впоследствии появились совместные предприятия.

История создания совместных предприятий началась в 19 веке. Одним из первых совместных предприятий считается промышленное предприятие, построенное в Пруссии в 1815 г. Бельгийской фирмой «Кокериль». При этом владельцы фирмы и технология были не бельгийскими, а английскими.

Росту числа совместных предприятий способствовали интеграционные тенденции в мировой экономике, обусловленные специализацией и кооперированием, увеличение экспорта капитала. Создание совместных предприятий позваляет освоить новые рынки, реализовать те проекты, которые не под силу одной компании.

Читать еще:  Продажа Японских Авто В России

Созданием совместных предприятий предприниматели могут улучшить свои позиции в конкурентной борьбе, обеспечить мобилизацию недостающих капиталов, в ряде случаев обойти торговые барьеры./1/

Совместные предприятия позволяют шире проводиь научно-исследовательские работы в новых областях, объединять средства нескольких компаний, когда каждая из них в отдельности не обладает достаточными ресурсами для проведения собственных работ; распределять риск, связанный с освоением нового продукта, между участниками. Создание совместных компаний представляет новую форму дележа рынка, форму соглашения между фирмами о совместной эксплуатации новой произвдственной сферы. Часто оно является следствием проводимой до этого производственной специализации фирм и тенического сотрудничества./4/

Пять преимуществ совместных предприятий по сравнению с другими формами международной экономической кооперации:

· Повышенная ответственность партнеров, более высокая заинтересованность в развитии и модернизации производства.

· Объединение усилий ресурсов происходит не только в приозводстве, но и в предпроизводстве и сбытовых кооперациях.

· Соглашение об совместных предприятиях имеет устойчивые партнерские отношения, долгосрочный характер.

· Совместные предприятия дают возможность комплексно использовать взаимодействие во всех сферах.

· Совместное предприятие имеет свои специфические аспекты./2/

Цель создания совместных предприятий – реализация соглашений о специализации и кооперировании производства; сооружении крупных промышленных и других объектов, особенно требующих сложного и дорогостоящего оборудования, больших капиталовложений, окупающихся лишь при производстве в крупных масштабах; соглашения о налаживании производства новых видов продукции, что связано с известным риском и крупными расходями на освоение новых технологических методов. Совместое предприятие широко используется для осуществления научно-технического сотрудничества, в том числе совместного использования патентов и лицензий, технологическог опыта и знаний.

Согласно закону Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях»: Совместное предприятие – предприятие с иностранным участием, создание с законодательством Республики Казахстан на территории РК, в которой часть имущества (акций долей) принадлежит иностранному инвестору.

Совместное предприятие представляет собой важную форму реализации практически всех видов международного производственно-технического сотрудничества. Они создаются путем объединения капиталов, принадлежащих предпринимателями двух или нескольких стран, для осуществления ими совместной деятельности. Здесь партнеры связаны узами единого титула собственности, что предполагает совместное управление этой собственностью и распределение доходов от предпринимательской деятельности в определенных соотношениях.

Совместное предприятие (фирма) регистрируется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что опрделяет месторасположение её штаб-квартиры и, следовательно, национальность. Формы образования совместных компаний отличаются большим разнообразием: обмен акциями между фирмами, сохраняющими свою хозяйственную самостоятельность; распределение акционерного капитала между учредителями на паритетных началах или определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации; приобретение иностранной компанией доли пакета акций национальной фирмы, не дающей ей права контроля, и др.

Предприятие с иностранным участием может создаваться в форме хозяйственного товарищества (где соединяется капитал (пай нескольких лиц), акционерного общества (где пай каждого участника подтверждается ценной бумагой – акцией), а также в иных формах, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.

Создание и развитие совместных предприятий в Казахстане началось с 1989 года. Как известно первыми совместными предприятиями на территории Казахстана были кооперативы. Рост и внедрение кооперативов объяснялся следующими мотивами: престиж предприятия; скорейшая перепродажа импортных товаров; избежание налога; погоня за свободно – конвертируемой валютой.

Первым правовым документом регулирующим деятельность Совместных предприятий был закон Казахский ССР «Об иностранных инвестициях» от 07.12.1990 г. Совместные предприятия сегодня существуют во всех областях Казахстана.

При исследовании первого опыта создания и деятельности совместных предприятий на территории Республики Казахстан были выявлены многочисленные проблемы, которые со всей очевидностью показали, что Казахстанскиее организации, — как непосредственные участники совместных предприятий, так и осущестляющие государственное регулирование совместного предпринимательства не готовы к широкому внедрению совместных предприятий в практику хозяйственной деятельности. Поэтому Казахстан, как и другие страны СНГ, стоит перед неотложной проблемой увеличения инвестиций в приоритетные отрасли экономики с целью их модернизации и внедрения новейших технологий. Также требуются немалые инвестиции и для создания инфраструктуры рынка./5/

Среди наиболее существенных препятствий на пути инвестиций в экономику стран СНГ, в том числе и Казахстана западных бизнесменов и банкиров по прежнему волнуют проблемы политического, экономического, технологического, информационного риска, которые по оценкам деловых кругов, перекрывают ожидаемые выгоды от сотрудничества. Как иностранные, так и отечественные предприниматели для активизации инвестиционной деятельности выдвыгают в качестве непредсказуемых изменений в налоговой политике, неопределенности в разграничении компетенции и полномочий органов центральной и местной власти.

К трудностям организационно-правового характера они относят: недостаточность гарантий для долгосрочных и крупномасштабных инвестиций, отсутствие практики применения финансовых и имущественных залогов, надежность механизмов реализации инвестиционых программ и эффект правового обеспечения, нуждающегося в соблюдении договорных обязателств через ссуды арбитраж, высокая степень страхования.

Остаются нерешенными и более частные проблемы: недостаток инфраструктуры коммерческой и правовой информации, в первую очередь связи. Сталкиваются они и с трудностями в поисках отечественных квалифицированных партнеров, способных совместно с иностранными компаниями реализовать инвестиционный проект. Существует неадекватность представлений у иностранных и казахстанких партнеров о ценности вкладов в создаваемое совместное предприятие по ведению бизнеса, показателей финансовой отчетности, что затрудняет проведение сравнительного экономического анализа предлагаемых проектов.

Каждая из перечисленных проблем по своему отрицательно влияет на масштабы инвестиционных предложений и предлагает разные уровни своего решения. Но ни одна из них не является второстепенной. Западные компании и их представители Казахстана осознают, что для создания устойчивой рыночной экономики, совершенного торгового права и системы регулирования, обеспечения прав собственности, а также полной конвертируемости национальной валюты требуется время, пока макроэкономическая стабильность будет достигнута.

По мнению западных специалистов, инвестиционный климат в Казахстане в целом благоприятный. Но тема благоприятности инвестиционного климата в Казахстане требует отдельного рассмотрения, очевидно одно поток инвестиций направлен преимущественно в добывающие отрасли, иностранцев привлекает нефть и газ, золото и уран, никель и хром, медь и серебро.

Темп роста, масштабы привлечения иностранного капитала, отраслевая структура и география размещения еще не достаточно для возможностей такой страны как Казахстан, который со своим не емким рынком сбыта, природными ресурсами, квалифицированной и дешевой рабочей силой может быть одним из основых объектов вложения иностранного капитала в СНГ. Привлечению иностранного капитала в казастанскую экономику мешает несколько причин:

· Нестабильность обстановки в стране;

Помимо этих общих причин притоку иностранного капитала в РК препятствуют:

· Слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о потенциальных возможностях для инвестирования;

· Несовершенство процедуры оформления иностранных инвестиций;

· Затрудненность доступа к местным кредитам и фондовой деятельности;

· Сравнительно высокие налоги и незначительное инвестиционные льготы;

· Недостаточное страхование от политического и экономического риска./3/

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что существующий в РК механизм привлечения иностранных инвестиций и создания СП разработан недостаточно. И хотя основными предпосылками для увеличения притока иностранных инвестиций являются усиление политической, экономической и социальной стабильности в стране и выход из экономического кризиса, совершенствование и развитие форм привлечения иностранного капитала (в том числе создание СП) могут существенно стимулировать приток капитала.

1. Международный бизнес. М. «Дело ЛТД» 1994 г. Джон Д.Дениэлс, Ли Х.Радеба

2. Основы коммерческой деятельности. Л.В.Осипова, И.М.Синяева. М «Банки и биржи»-1997 г.

3. Оспанов А. Инвестиций, А-1997 г.

4. Совместное предприятие: закономерности развития и перспективы. Е.Е.Смирнова, Н.В.Хвалынска.

5. Создание и развитие совместных предприятий в Казахстане. Транзитная экономика 1/99.

Создание Совместного Предприятия В Казахстане

Товарищество с ограниченной ответственностью является основной формой ведения предпринимательства в Республике Казахстан.

При создании Товарищества с ограниченной ответственностью учредителям-нерезидентам необходимо учитывать ряд ограничений установленных законодательством Республики Казахстан. Ниж еуказанные ограничения связаны с национальной безопасностью и общественным порядком в Республике Казахстан :

На территории Республики Казахстан запрещается деятельность охранных организаций иностранных государств. Иностранные юридические лица, юридические лица с иностранным участием, иностранцы, а также лица без гражданства не вправе:

1) осуществлять все виды охранной деятельности;

2) учреждать или быть учредителями (участниками) частных охранных организаций.

Запрещается иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица — собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере.

Закон «О национальной безопасности Республики Казахстан»

Иностранным юридическим лицам и иностранцам запрещено:

Управлять или эксплуатировать магистральные линии связи без создания юридического лица на территории Республики Казахстан ;

Приобретать или получать в собственность самостоятельно или в составе группы лиц более 10 процентов голосующих акций, а также долей, паев организации, владеющей и (или) осуществляющей деятельность по управлению или эксплуатации линии связи в качестве оператора междугородной и (или) международной связи, без согласия уполномоченного органа в области связи и информации, а также органов национальной безопасности ;

Прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять в совокупности более чем 49 процентами голосующих акций, а также долей, паев юридического лица, осуществляющего деятельность в области телекоммуникаций в качестве оператора междугородной и (или) международной связи, владеющего наземными (кабельными, в том числе волоконно-оптическими, радиорелейными) линиями связи без положительного решения Правительства Республики Казахстан, основанного на заключении уполномоченного органа в области связи и информации, согласованного с органами национальной безопасности .

Читать еще:  Секреты Форд Фокус 2 Рестайлинг

Также, имеются определенные требования к учредителям-нерезидентам физическим лицам. Если учредителем Товарищества с ограниченной ответственностью является гражданин иностранного государства не входящих в СНГ, или с которыми у Республики Казахстан нет безвизового режима, то в соответствии с Законом «О миграции населения» , запрещаются создание юридического лица, а также участие в уставном капитале коммерческих организаций путем вхождения в состав участников юридических лиц иностранцам, не получившим визы на въезд в качестве бизнес-иммигрантов.

В соответствии с Законом «О миграции населения» , бизнес-иммигрант в течение двухмесячного срока со дня въезда на территорию Республики Казахстан обязан:

  1. зарегистрировать коммерческую организацию в Республике Казахстан или вступить в состав участников (акционеров) коммерческих организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан ;
  2. внести в банк второго уровня Республики Казахстан сумму денег не менее минимального размера, установленного законодательством Республики Казахстан, при регистрации юридического лица для формирования его уставного капитала.

Справочно: После создания товарищества и открытия им собственного счета в банке учредитель, на имя которого открыт накопительный счет, обязан в течение 5 ( пяти) рабочих дней осуществить перечисление денег с этого счета на счет товарищества.

В случае выбора наименования Товарищества с ограниченной ответственностью на иностранном языке в соответствии с Законом «О языках в Республике Казахстан» наименование совместных, иностранных организаций должны быть указаны с транслитерацией на государственном и русском языках.

Таким образом, учредитель-нерезидент должен учитывать вышеуказанные ограничения и требования для дальнейшего осуществления государственной регистрации Товарищества с ограниченной ответственностью в органах юстиции Республики Казахстан.

Государственная регистрация Товарищества с ограниченной ответственностью с иностранным участием осуществляется в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».

Учредитель-нерезидент юридическое лицо, если иное не установлено международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, представляет :

  • уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности по форме, установленной Министерством юстиции Республики Казахстан ;
  • легализованную выписку из торгового реестра или другой легализованный документ, удостоверяющий, что учредитель — иностранное юридическое лицо является юридическим лицом по законодательству иностранного государства, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки ;
  • копия паспорта или другой документ, удостоверяющий личность учредителя-иностранца, с нотариально засвидетельствованным переводом на казахский и русский языки .

Обязательной легализации подлежат документы, исходящие от юридических лиц иностранных государств, которые не присоединились к «Конвенции, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов». В случае присоединения, документы подлежат апостилированию. Документы, исходящие от юридических лиц стран входящих в СНГ апостилировать или легализововать не нужно, поскольку государства входящие в СНГ подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Данные документы достаточно нотариально заверить.

В случае назначения на должность первого руководителя Товарищества с ограниченной ответственностью гражданина иностранного государства, данный гражданин должен встать на учет в местном налоговом органе и получить Индивидуальный идентификационный номер (ИИН) в соответствии с Законом «О национальных реестрах идентификационных номеров».

Кроме того, несмотря на то, что данным законом не предусмотрено, физическому лицу-учредителю нерезиденту необходимо получить ИИН, а юридическому лицу-учредителю нерезиденту получить Бизнес идентификационный номер (БИН), встав на учет в местном налоговом органе в связи с тем, что при подачи документов на регистрацию Товарищества с ограниченной ответственностью в случае отсутствия ИИН (для физического лица-учредителя нерезидента) и отсутствия БИН (для юридического лица-учредителя нерезидента) в приеме документов будет отказано.

Таким образом, при создании и регистрации Товарищества с ограниченной ответственностью в Республике Казахстан выше приведенные условия и положения должны быть соблюдены учредителем-нерезидентом.

Ч асто задаваемые вопросы при регистрации компании в Казахстане иностранными гражданами.

1. Можно ли открыть компанию в Казахстане иностранному гражданину и нет ли каких-либо ограничений?

Иностранные граждане могут зарегистрировать компанию в форме Товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО) в том же порядке, что и граждане Казахстана. Но есть одно требование: необходимо наличие Бизнес-визы С5 для иностранных физических лиц. Для иностранных юридических лиц наличие Бизнес-визы не нужно.

Справочно: Виза категории С5 «бизнес-иммигранты» бывает однократная (до 90 суток, период пребывания: на весь период пребывания) и многократная (до 2 лет, а этническим казахам – до 3 лет/ период пребывания: на весь период пребывания).

Однократная виза выдается ЗУ РК на основании приглашения при наличии:

  1. ходатайство;
  2. медицинской справки, подтверждающей отсутствие заболеваний, наличие которых запрещает въезд иностранцам и лицам без гражданства в Республику Казахстан;
  3. медицинской страховки;
  4. справки о наличии либо отсутствии судимости, выданной уполномоченным органом страны гражданства или постоянного места жительства;
  5. справки о наличии либо отсутствии запрета на осуществление предпринимательской деятельности на основании решения суда, выданной уполномоченным органом страны гражданства или постоянного места жительства.

Получатель визы должен быть совершеннолетным.

2. Можно ли открыть компанию иностранным гражданам удаленно, находясь за пределами Казахстана?

Запрещается создание юридического лица иностранным физическим лицам, не получившим Бизнес-визы С5, соответственно удаленно открыть компанию не представляется возможным.

Иностранные граждане – бизнес-иммигранты обязаны в течение 2 месяцев со дня въезда в Казахстан зарегистрировать коммерческую организацию или вступить в состав участников (акционеров).

3. Кому легче зарегистрировать компанию: иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу?

Однозначный ответ – иностранному юридическому лицу, так как на него не распространяется требование по получению бизнес-визы С5. Иностранному физическому лицу предварительно нужно получить визу бизнес-иммигранта С5.

4. Перечень необходимых документов для открытия ТОО иностранными гражданами?

Для регистрации компании в Казахстане иностранным гражданам необходимо:

а) Бизнес-виза С5;

б) Индивидуальный идентификационный номер (ИИН), выдаваемый налоговыми органами;

в) Нотариально заверенный перевод паспорта на русский и казахский языки.

При наличии этих документов иностранному гражданину следует получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) в Центре обслуживания населения (ЦОН) и зарегистрировать ТОО в электронном виде через портал электронного правительства.

При условии правильно заполненных заявлений и наличия полного пакета документов, регистрация ТОО для иностранных граждан в Казахстане может быть произведена в течение 1 рабочего дня.

5. Наименование компании и наличие ограничений

Существуют определенные требования к наименованию компании в Казахстане. Наименование ТОО не должно полностью или в существенной части дублировать наименование юридических лиц, зарегистрированных в Республике Казахстан.

Наименование совместных, иностранных организации должно быть с обязательной транслитерацией на казахском и русском языках. То есть, если вы хотите указать наименование на латинице, то потребуется наличие транслитерации в скобках после основного наименования. Требования к транслитерации отсутствуют только при выборе наименования на русском и/или казахском языках.

6. Минимальный размер уставного капитала и сроки его пополнения?

Уставной капитал – это имущество и денежные средства, вкладываемые учредителями для начала коммерческой деятельностью.

Минимальный размер уставного капитала для субъектов малого предпринимательства – 0 тенге, а для субъектов среднего и крупного предпринимательства – 100 МРП (месячных расчетных показателей).

В 2019 году 1 МРП равен 2525 тенге. Сроки внесения вкладов (пополнения) уставного капитала устанавливается решением учредителей, при этом срок пополнения не может превышать 1 года со дня регистрации ТОО.

7. Должен ли быть юридический адрес на момент регистрации ТОО, а также можно ли использовать квартиру под офис?

В настоящее время регистрация ТОО невозможна без наличия юридического адреса.

Многие арендодатели неохотно предоставляют помещение под юридический адрес, если ТОО еще не зарегистрировано. Но можно заключить предварительный договор аренды и в последующем после регистрации ТОО заключить основной договор. Если все-таки не удалось заключить предварительный договор аренды, вы можете использовать квартиру под юридический адрес.

8. Может ли быть директором ТОО иностранный гражданин?

Директором ТОО может быть иностранный гражданин, но только при наличии соответствующего разрешения, выданного уполномоченным органом.

Справочно: граждане стран-участниц ЕАЭС могут быть руководителями или рядовыми сотрудниками в ТОО без наличия разрешения на работу.

Совместное предприятие в Казахстане

Формы и типы совместных предприятий, цели их создания. Законы, устанавливающие порядок создания на территории Казахстана совместных предприятий. Численность СП по отраслям экономики. Экономическая обстановка и приток иностранного капитала в республике.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В КАЗАХСТАНЕ

совместный предприятие иностранный капитал

В современном Казахстане можно заметить, как бурно развиваются рыночные отношения. И немаловажное место в этом имеют различного вида предприятия, которые являются основным звеном народного хозяйства республики. Перестройка системы управления экономикой, направленный на путь рыночных отношений, является одним из важных реформ, проводимых в Казахстане. Мировой опыт показывает, как предприятия важны в рыночной экономике развитых стран. И как следствие немаловажно и совместные предприятия между странами. В Казахстане имеются огромные природные ресурсы, которые составляют мощный фундамент для развития практический любых видов промышленности. И этот фактор является привлекательным для деловых кругов многих развитых стран. Количество инностранных компаний и фирм инвестирующие свои капиталы в развитие экономики республики с каждым годом растет.

Совместные предприятия. Формы и типы

История создания совместных предприятий берет свое начало еще в 19 веке. Одним из первых СП является промышленное предприятие, построенное в Пруссии в 1815г. Бельгийской фирмой Кокериль владельцами которого являлись англичане.

Развитию и росту СП поспособствовали тенденции интеграции в мировой экономике, увеличением экспорта капитала.

Читать еще:  Bentley Continental Gt Технические Характеристики

В СССР термин стал популярен в конце 1980-х годов в ходе экономической реформы, одним из направлений которой было предоставление большей самостоятельности предприятиям, организациям, фирмам, органам управления.

Таким образом, в настоящее время получили развитие новые формы международных хозяйственных связей. Среди них особое место занимает создание совместных предприятий.

Совместное предприятие (СП) — форма участия страны в международном разделении труда путем создания предприятия (юридического лица) на основе совместно внесённой собственности участниками из разных стран, совместного управления, совместного распределения прибыли и рисков. Является формой совместного предпринимательства в сфере международных экономических отношений. Участниками их могут быть как национальные, так и иностранные юридические и физические лица.

СП позволяют шире исследовать работы в новых областях, объединить средства и усилия нескольких компаний, распределить риски между участниками.

Совместное предприятие (фирма) регистрируется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства. Формы образования совместных компаний отличаются большим разнообразием: обмен акциями между фирмами, сохраняющими свою хозяйственную самостоятельность; распределение акционерного капитала между учредителями на паритетных началах или определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации; приобретение иностранной компанией доли пакета акций национальной фирмы, не дающей ей права контроля, и др.

На сегодняшний день в мировой практике известны четыре типа совместного предпринимательства.

Одним из первых вариантов совместной коммерческой деятельности является лицензирование.

Другим типом совместного предпринимательства является подрядное производство. При этом заключается контракт с местным производителем на выпуск товара.

Третий тип совместного предпринимательства — управление по контакту.

Четвертый тип совместного предпринимательства — совместное владение.

Цели создания Совместного предприятия

Перед тем, как рассмотреть вопрос о порядке создания совместных предприятий, мы должны ответить на вопрос: для чего создаются или с какими целями создаются совместные предприятия.

В последнее время этим вопросом занимаются многие специалисты из разных стран. По их мнению, основанием для создания совместных предприятий служат: увеличение количества качественных товаров на внутреннем рынке с перспективой полного насыщения рынка; привлечение передовой зарубежной техники и технологии, использование опыта зарубежных фирм для ведения коммерческих дел в совместных предприятиях; значительное повышение качества выпускаемой продукции и постепенный выход на мировой уровень; развитие экспортного потенциала страны, создание отделов для выхода на внешний рынок с конкурентоспособными товарами; привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов, привязка зарубежных фирм к внутреннему рынку.

Совместное предприятие обеспечивает — Привлечение иностранного капитала. Для стран, экономика которых нуждается в большом количестве иностранного капитала, создание совместного предприятия является самым эффективным способом его привлечения. Для иностранных инвесторов совместное предприятие является самым эффективным способом его привлечения. Для иностранного инвестора совместное предприятие является гарантирующей формой инвестирования и поиска нового рынка за рубежом.

Сотрудничая с местными партнерами, иностранные инвесторы, участники могут пользоваться природными ресурсами, дешевыми трудовыми ресурсами, за счет которых снижаются издержки продукции.

Таким образом, в процессе достижения цели Республика Казахстан решает следующие задачи: внедрение новой технологии, передовой техники и ноу-хау; насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами и услугами; государственная поддержка и стимулирование отечественного товаропроизводителя; развитие экспортоориентированых и импортозамещающих производств; рациональное и комплексное использование сырьевой базы; внедрение современных методов менеджмента и маркетинга; создание новых рабочих мест; внедрение системы непрерывного обучения местных кадров, повышение системы их квалификации; обеспечение интенсификации производства; улучшение окружающие природной среды.

Поэтому создание и развитие совместных предприятий является объективным и неизбежным результатом внешнеэкономической деятельности различных стран мира. Создание совместных предприятий является значительным и ответственным процессом, в ходе которого формируется предпосылки надежного и эффективного функционирования организации, заключаются важнейшие основы для последующей ее деятельности.

Установление порядка создания на территории Казахстана совместных предприятий, отнесена к компетенции Казахстанского Правительства.

В настоящее время такой порядок устанавливается следующими законами:

«Об иностранных инвестициях» от 27.12.94.

«О государственной поддержке прямых инвестиций» от 28.02.97.

«О собственности» от 09.04.93.

«Гражданский кодекс Республики Казахстан» от 27.12.94.

«О защите и поддержке частного предпринимательства» от 04.06.95.

Указ президента «О налогах и других платежах в бюджет» от 24.04.95.

«Об иностранных фондах Р.К.» от 06.03.95.

«Указ о мерах по повышению эффективности государственного управления и регулирование процессов привлечения иностранного капитала в экономику Р.К.» от 19.01.95.

« Постановление о мерах по финансово-хозяйственному оздоровлению предприятий с передачей права управления по контрактам» от 31.07.95.

« Указ президента о СЭЗ» от 26.01.96.

« Указ о либерализации ВЭД» от 11.01.95.

Например, целью государственной поддержки прямых инвестиций (все виды инвестиций, за исключением инвестиций связанных с суверенными гарантиями Р.К. и входящих в рамки официальной технической помощи или грантов, предоставляемых Республике Казахстан) является создание благоприятного инвестиционного климата для обеспечения ускоренного развития производства товаров, работ и оказания услуг.

Развитие совместных предприятий в Республике Казахстан

Доля совместных и иностранных предприятий в общем объеме импорта составляет 25% , а в общем объеме импорта -20%.

Основной удельный вес в объеме экспорта приходится на совместные предприятия

Атырауской области (76 % от общего объема экспорта),

а основной удельный вес в объеме импорта г. Алматы (78%); и Южно-Казахстанская область (12%).

Создание и развитие совместных предприятий в Казахстане началось с 1989 года. Как известно, первыми совместными предприятиями на территории Казахстана были кооперативы. Рост и внедрение кооперативов объяснялся следующими мотивами: престиж предприятия; скорейшая перепродажа импортных товаров; избежание налога; погоня за свободно-конвертируемой валютой.

При исследовании первого опыта создания и деятельности совместных предприятий на территории Республики Казахстан были выявлены многочисленные проблемы, которые со всей очевидностью показали, что Казахстанские организации, — как непосредственные участники совместныхпредприятий, так и осуществляющие государственное регулирование совместного предпринимательства не готовы к широкому внедрению совместных предприятий в практику хозяйственной деятельности. Поэтому Казахстан, как и другие страны СНГ, стоит перед неотложной проблемой увеличения инвестиций в приоритетные отрасли экономики с целью их модернизации и внедрения новейших технологий. Также требуются немалые инвестиции и для создания инфраструктуры рынка. Существенный вклад в инвестиции и развитие экономики Казахстана призваны внести совместные предприятия, численность которых продолжает расти. Как известно, одной из целей создания совместных предприятий в различных отраслях являются привлечение дополнительной современной технологии и оборудования, а соответственно, и финансовых ресурсов, и прогрессивного управленческого опыта.

Рассмотрим данные численности совместных предприятий по отраслям и формам собственности и сделаем вывод.

Численность СП по отраслям экономики и формам собственности за 2002 год.

Общая собственность (с иностранным участием)

Какой порядок и какие документы нужны для государственной регистрации совместного предприятия с иностранным участием в РК?

Вопрос:

Какой порядок и какие документы нужны для государственной регистрации совместного предприятия с иностранным участием в РК?

Ответ:

Совместное предприятие с иностранным резидентом на территории Республики Казахстан создается в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены действующим законодательством Республики Казахстан.

Ответ:

Вопрос о выборе видов деятельности в соответствии, с которыми юридическое лицо выступает в той или иной сфере коммерческой деятельности решается самостоятельно самими учредителями. При этом главным ориентиром при определении производственно-хозяйственной, торговой, финансовой и иной направленности организации является Общий классификатор видов экономической деятельности (ОКЭД) утвержденный в качестве государственного классификатора от 14 декабря 2007 года.

Ответ:

Процедура регистрации юридического лица регулируется Законом РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» от 17 апреля 1995 года №2198 (далее Закон).

Ответ:

Государственная регистрация Товарищества с ограниченной ответственностью с иностранным участием осуществляется в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств».

Ответ:

1 июля 2019 года вступили в силу изменения валютного законодательства в Республике Казахстан. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» представлено понятие «резиденты РК» в расширенном виде.

Ответ:

Согласно п . 1 ст. 594-1 Гражданского кодекса РК по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и в пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Ответ:

Согласно ст. 12 Закона РК «Об образовании», образование в Казахстане подразделяется на следующие уровни:

1) дошкольное воспитание и обучение;

2) начальное образование;

Ответ:

В соответствии с п.п.1 п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – ЗК РК) собственники земельных участков и землепользователи обязаны использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, а при временном землепользовании – в соответствии с актом предоставления земельного участка или договором аренды.

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 41 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – ПК РК) крестьянским или фермерским хозяйством признается трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель

Ответ:

Жилищный и/ или жилищно-строительный кооператив – некоммерческое объединение граждан с целью приобретения (строительства) и эксплуатации жилого дома, в котором право собственности на жилой дом принадлежит кооперативу, а граждане – члены кооператива обладают правом владения и пользования закрепленными за ними помещениями, в отдельных случаях – правом распоряжения

Ответ:

Согласно Ст.5 Закона РК «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются и действуют в целях реализации и защиты политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, развития активности и самодеятельности граждан; удовлетворения профессиональных и любительских интересов; развития научного, технического и художественного творчества, охраны жизни и здоровья людей,

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector