В Мире Автотранспорта

Значение автомобильного транспорта в мире

Автомобильный транспорт имеет крупнейшее значение в общей транспортной системы экономики любой страны. Он широко применяется во всех отраслях народного хозяйства. Автомобильный транспорт служит для подвоза к железнодорожным станциям, морским портам и речным пристаням важнейших грузов (зерно, строительные материалы и пр.), для доставки грузов, прибывших на станции, в порты и на пристани, к потребителям. Автомобильный транспорт, широко применяемый на магистральных линиях, освобождает железные дороги Дороги — общее наименование всех разновидностей наземных путей сообщения, предназначенных для передвижения людей, транспорта и грузов. от перевозок грузов на относительно небольшие расстояния. Автомобили в городах обслуживают промышленные и торговые предприятия, а в сельских местностях — колхозы и совхозы. Большую роль играют автомобили и для пассажирских перевозок (автобусы Автобус (от Автомобиль и Омнибус) — автомобиль общественного пользования, рассчитанный на поездку 9 и более пассажиров. Первые автобусы появились в начале 20 века. Сравнительно широко распространились уже к началу 1-й мировой войны. , такси и легковые автомобили служебного пользования).

Нет такого уголка, куда ни проник бы автомобиль. И в песчаных среднеазиатских степях, где еще недавно передвигались только караваны верблюдов, и на снежных просторах Крайнего Севера, где олени и собаки были единственным средством сообщения, — везде выполняет свою почетную роль автомобиль.

Огромное количество автомобилей используется на больших стройках, на которых производятся работы такого масштаба и в таких темпах, каких еще не знала история человечества. Наряду со стандартными автомобилями работают специально созданные для них отечественной промышленностью сверхмощные автомобили-самосвалы грузоподъемностью 10 т (ЯАЗ-210Е) и 25 т (МАЗ-525). Некоторое представление об автомобиле-гиганте МАЗ-525 могут дать следующие цифры: общий вес груженого автомобиля достигает 47 140 кг, длина автомобиля 8,3 м, а диаметр колес 1,7 м.

В Советском Союзе все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный) развивались в соответствии с единым государственным народнохозяйственным планом и гармонически дополняли друг друга. В современной армии автомобильный транспорт приобрел исключительно важное значение, так как он способен при высокой скорости движения и большой грузоподъемности, действуя во всякое время года и суток, в любую погоду и почти в любых дорожных условиях, обеспечить перевозку войск и грузов.

Опыт Великой Отечественной войны 1941-1945 годов показал, что успех проведения крупнейших операций Советской Армией в значительной степени зависел от непрерывной и четкой работы автомобильного транспорта, подвозившего войсковые резервы, технику и обеспечивавшего питание войск всем необходимым при растяжке коммуникаций, достигавшей в некоторых случаях нескольких сотен километров. Исторические битвы под Москвой, Сталинградом, в Белоруссии, под Берлином и другие битвы потребовали большого напряжения от военных водителей автомобилей. В тяжелый период блокады Ленинграда зимой 1941-1942 годов грузы груз — товар, предметы, принимаемые для перевозки, направляемые получателю. подвозили автомобильным транспортом по льду Ладожского озера.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт играет ведущую роль в перевозках пассажиров (обеспечивает около 80% мирового пассажирооборота), а также грузов на короткие и средние расстояния (занимает первое место по объему перевезенных грузов). Главное преимущество этого вида транспорта в маневренности (от дома до дома). Среди других видов транспорта он лидирует и по протяженности сети дорог (28 млн км, или 70% мировой транспортной сети).
Большая часть автомобильного парка и сети шоссейных дорог сосредоточена в развитых странах. При общем количестве автомобилей в мире, превышающем 650 млн., около 80% их сконцентрировано в странах Северной Америки, Западной Европы и Японии. По размерам автомобильного парка лидируют: США (215 млн), Япония (64), Германия (45), Италия (35), Франция (33), Великобритания (28), Россия (20), Испания (20), Канада (20), Бразилия (16).

Однако, об уровне автомобилизации более справедливо говорит показатель количества автомобилей в расчете на 1000 жителей. Страны-лидеры здесь: США (765), Люксембург (685), Малайзия (640), Австралия (620), Мальта (610), Бруней (590), Италия (565), Австрия (560), Канада (560), Н.Зеландия (560), Япония (545), Германия (540), Португалия (540), Кувейт (530), Исландия (525) и др. В этой группе присутствуют не только развитые страны, но и страны НИС, нефтеэкспортирующие и другие.

Наибольшую протяженность автодорог имеют США (6300 тыс км), Индия (3350), Бразилия (1725), Китай (1700), Япония (1160), Канада (900), Франция (900), Австралия (810), Испания (665), Россия (590).

Наибольшую плотность автодорог имеют европейские страны (в первую очередь Бельгия (4700 км/км2), Нидерланды (2770), Швейцария (1800) и другие), а также Япония (3100). В странах-гигантах, даже экономически высокоразвитых этот показатель значительно ниже, например, США (670), Бразилия (200), Канада и Австралия (100), Россия (32).

По грузообороту автомобильного транспорта первое место занимают США.

В отдельных странах и регионах мира (СНГ, зарубежная Европа, Северная Америка) автомагистрали образуют единые транспортные системы (государственные, межгосударственные).

Автомобильный транспорт

Зародился в начале ХХ в., в конце столетия он стал одним из неотъемлемых признаков благосостояния и экономического развития. Автомобильный транспорт это вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колёсного движителя. Развитие этого вида транспорта определяется величиной автопарка, протяжённостью и состоянием автодорожной сети, а также экономическими потребностями и возможностями в его работе. Не малую роль в настоящее время играет экологический фактор.

Достоинства автотранспорта: манёвренность и мобильность; доставка грузов и пассажиров «от двери до двери»; автономность движения транспортного средства; высокая скорость доставки; широкая сфера применения по территориальному признаку, видам грузов и системам сообщения; более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта.

Читать еще:  Кредит На Автомобиль Государственная Программа

Недостатки автотранспорта: большая себестоимость; большая топливоэнергоёмкость и металлоемкость; низкая производительность единицы подвижного состава (130 – 150 тыс. т-км в год); наибольшая трудоёмкость (на одно транспортное средство требуется не менее одного водителя); загрязнение окружающей среды. К подвижному составу автомобильного транспорта относятся дорожные (специальные и транспортные (грузовые и пассажирские)) и внедорожные (колесные, гусеничные, на воздушной подушке, амфибии) автомобили. Производственный процесс автомобильного транспорта осуществляется подвижным составом предприятий общего пользования, ведомственным и частным. Автотранспорту присуща автономность движения одиночными автомобилями, а также автопоездами и автоотрядами по графику или без него.

В настоящее время для автомобильного транспорта характерны: повышение производительности путём увеличения скорости движения; создание новых автомобилей большей грузоподъёмности и грузовместимости (необходимо для промышленности). Существует необходимость снижения трудоёмкости транспортного процесса, в т.ч. путем создания специализированных автомобилей (самосвалов). Расширению сферы применения автотранспорта по перевозке грузов способствуют современные технологии типа контейнерной. Перевозка на значительные расстояния эффективна в международном сообщении, которое ускоряет доставку экспортно-импортных грузов. Автотранспорт является также наиболее массовым видом транспорта для перевозки пассажиров на короткие и средние расстояния.

В современной России автотранспорт играет достаточно скромную роль в перевозках. Суровые климатические условия вызывают большие, чем в развитых странах, затраты на дорожное строительство, эксплуатацию дорог и автотранспорта. Но это лишь частичное объяснение. Даже в обжитых, экономически развитых регионах России развитие автотранспорта не соответствует мировым стандартам. До сих пор главным «камнем преткновения» на пути развития отечественного автотранспорта является бездорожье.

В России общая протяжённость автодорог составляла более 1 млн. км, включая дороги с твердым покрытием (по данным 2010 г.), по сравнению с 2000 г их длина возросла на 12%. Общая длина автомобильных дорог с твёрдым покрытием составляла 786 тыс. км. Причём в подавляющем своем большинстве даже эти дороги не соответствовали общепринятым мировым стандартам. По протяжённости автомобильных дорог Россия занимает 10-е место в мире. В 2008 году автомобильным транспортом было перевезено 6,9 млрд. тонн грузов. Его грузооборот в том же году составил 216 млрд. т-км.

По средней плотности автодорог Россия уступает не только высокоразвитым, но и большинству развивающихся стран. Плотность автодорожной сети составляет 59 км на 1000 км². По отношению к численности населения плотность автомобильных дорог с твёрдым покрытием в РФ составляет около 5,3 км на 1 тыс. жителей.

Важнейшей автомобильной трассой является широтная цепь автодорог Беларусь – Урал – Байкал – Амур – Уссури. Проектируется строительство скоростной автомагистрали Москва – Санкт-Петербург. Также огромное значение в развитии автомобильных дорог сыграют транспортные коридоры №2 и №9.

В России происходит активный рост автомобилизации населения. Если в 2000 году число легковых автомобилей составляло 20 млн., то к 2010 году их число выросло до 34 млн. В 2008 году в стране было продано 2,9 млн. легковых автомобилей (5-е место в мире). Среднегодовой темп роста российского автомобильного рынка в 1998 – 2008 годах составлял 13 %. Количество официально зарегистрированных в стране автомобилей на 2010 год достигло 40 млн., из них грузовых 5,4 млн. Уровень автомобилизации в России составил в 2009 году 270 автомобилей на 1000 жителей (при этом в Москве – 350 автомобилей, во Владивостоке – 500).

Основные перевозки грузов и пассажиров автотранспортом осуществляются в городах и их ближайшем окружении. Таким образом, средние расстояния перевозки составляют немногим более 20 км. Велик объём работы автотранспорта в карьерах, где большегрузные самосвалы используются для перевозки минерально-строительных материалов и пустой вскрышной породы.

В настоящее время в секторе грузовых перевозок действуют около полумиллиона хозяйствующих субъектов. Они являются владельцами 5,4 млн. транспортных средств. 44% грузовых автомобилей (2,9 млн.) находятся в индивидуальной собственности физических лиц. Примерно столько же сосредоточено в непрофильных отраслях экономики. Лишь немногим более 60 тыс. (12%) грузовых автомобилей – в отраслевых автотранспортных предприятиях.

Следствием такой ситуации является негативный эффект низкого масштаба производства. Это – ограниченное использование возможностей современной логистики, неразвитая инфраструктура и кустарные технологии основных транспортных процессов, снижение качества и безопасности перевозок в результате недостаточной подготовки операторов транспортного рынка, падения профессионализма персонала, технологической и правовой дисциплины субъектов грузовой автотранспортной деятельности.

Средний возраст российского автопарка на начало 2012 года составил чуть менее 12 лет. Самый старый автопарк сосредоточен на Дальнем Востоке. На Камчатке средний возраст эксплуатируемых легковых автомобилей составляет 19,5 лет. Также старый автопарк в Калининградской области – 18,5 лет. Основное наполнение парка на Дальнем Востоке и в Калининграде шло не за счёт продажи новых автомобилей, а за счёт ввоза подержанных иномарок, поэтому парки старше.

Самый молодой автопарк в Татарстане, где средний возраст легковушек 8,1 лет. На втором месте Пермский край – 8,6 лет, на третьем – Удмуртия – чуть более 9 лет. Автопарки Татарстана и Поволжья моложе, так как жители этих регионов активнее меняют российские автомобили на новые. Парк в Поволжье, например, на 2/3 состоит из отечественных автомобилей.

Москва оказалась на 4 месте, но средний возраст московского автопарка (9,1 года) вполне соответствует европейскому уровню. Санкт-Петербург занимает 14 место – там средний возраст автопарка 10,4 года. Средний возраст парков Москвы и Санкт-Петербурга снижается, потому что жители больше покупают новых иномарок.

В пассажирском сообщении в России велика роль автобусов. Они лидируют во внутригородских перевозках пассажиров. Общая протяжённость автобусных маршрутов оценивается в 2 млн. км. Проблемами данного вида общественного транспорта являются: низкое качество автобусов, низкий уровня безопасности у малых перевозчиков. Большой долей «чёрных» перевозчиков обусловлены высокие показатели износа парка коммерческого транспорта.

Читать еще:  Отличие Коробки Автомат От Робота

В крупнейших городах России налажено троллейбусное сообщение. Помимо троллейбуса, к городским электрическим видам транспорта принадлежит трамвай. Эксплуатационная длина трамвайных и троллейбусных линий составляет 7,6 тыс. км. Трамвай получил существенное развитие в крупных городах. «Самый трамвайный» город России – Санкт-Петербург, где впервые в нашей стране, в 1907 г., появился этот вид транспорта. И в настоящее время город располагает самой протяженной трамвайной сетью в мире, более половины которой находится в аварийном состоянии.

Подводя итог, можно сказать, что основными проблемами автомобильного транспорта России являются низкая эффективность организации информационно-логистических цепочек, распределения грузов, загрузки транспорта и большая доля «чёрных» частных перевозчиков на рынке.

Автомобильный транспорт

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Автомобильный транспорт» в других словарях:

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ — см. Транспорт … Большой Энциклопедический словарь

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ — комплекс, включающий автотранспортные средства, объекты инфраструктуры обеспечения эксплуатации автотранспортных средств и автомобильные дороги ( проект федерального закона Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта .)… … Экологический словарь

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ — Комплекс, включающий автотранспортные средства, объекты инфраструктуры обеспечения эксплуатации автотранспортных средств и автомобильные дороги Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

автомобильный транспорт — Вид транспорта, занятый перевозкой пассажиров и грузов по безрельсовым путям … Словарь по географии

автомобильный транспорт — см. Транспорт. * * * АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ, см. Транспорт. (см. ТРАНСПОРТ (отрасль производства)) … Энциклопедический словарь

Автомобильный транспорт — I Автомобильный транспорт вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Основные сферы всё более расширяющегося целесообразного применения А. т. развоз и подвоз грузов к магистральным видам транспорта … Большая советская энциклопедия

Автомобильный транспорт — 5. Автомобильный транспорт . 37 Общие положения. 37 Стоимость местных материалов (Московская область) 37 Стоимость строительства 1 км автомобильных дорог. 38 Мосты и путепроводы.. 45 Гаражи и сооружения дорожно эксплуатационной службы.. 45… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Автомобильный транспорт — (от лат. transporto перемещаю), отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. Различают наземный, подземный, водный и воздушный транспорт. Наземные виды: железнодорожный, автомобильный и трубопроводный.… … Автомобильный словарь

автомобильный транспорт — автомобильный транспорт … Москва (энциклопедия)

Автомобильный транспорт — АВТОМОБИ́ЛЬНЫЙ ТРÁНСПОРТ. К нач. войны надолго А. т. приходилось ок. 2% общего грузооборота транспорта и 55% перевозок грузов. В предвоен. годы созд. Отечеств. база автомобилестроения. К нач. войны автомоб. парк СССР в осн. обеспечивал нужды нар … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Мировой автомобильный транспорт;

Вся история автомобильного транспорта умещается в рамки одного XX в., в течение которого он пережил, образно говоря, и свою «древность», и «средние века», и «новое», и «новейшее» время. В наши дни он играет особенно большую роль в системе коммуникаций и городов, и районов, и стран, да и целых регионов. Хотя автомобильный транспорт обслуживает в первую очередь национальные перевозки, растет и его участие в международных перевозках грузов и пассажиров – как самостоятельно, так и в кооперации с другими видами транспорта. Отсюда его влияние не только на национальные, но и на мировое хозяйство. Наступление «автомобильной эры» во многом объясняется тем, что автомобиль – один из самых удобных и экономичных видов транспортных средств. Наряду со всем этим нужно иметь в виду, что именно автомобильный транспорт особенно чутко реагирует на изменения спроса, которые зависят и от состояния экономики, и от доходов населения, и от темпов и уровня урбанизации и тем более субурбанизации и др.

Один из важнейших показателей, используемых для характеристики этого вида транспорта, – протяженность автомобильных дорог. Хотя в последнее время автодорожная сеть в мире растет уже не так быстро, как раньше, в ней происходят большие качественные изменения. Так, еще в 1950 г. доля дорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог составляла 1/2, а в наши дни – более 9/10, причем свыше половины этих дорог относятся к усовершенствованным. К тому же среди них появляется все больше автострад, которые впервые были построены в США в 1914 г., в Германии в 1921 г., в Италии в 1924 г., а теперь имеются уже во многих развитых и развивающихся странах.

Распределение протяженности автомобильных дорог между ведущими странами показано в таблице 3.

Анализ таблицы 3 позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, в 20 перечисленных в ней странах сконцентрировано 85 % мировой протяженности автомобильных дорог. Во-вторых, в двадцатку стран-лидеров входят шесть стран зарубежной Азии, шесть стран зарубежной Европы, две страны Северной и три страны Латинской Америки, одна страна Африки, Австралия и Россия. В-третьих, США, обладая 20 % мировой автодорожной сети, опережают все остальные страны с большим отрывом.

Наряду с протяженностью автомобильных дорог большой интерес представляет также показатель густоты (плотности) их сети, который варьирует в еще больших пределах. Приоритет по этому показателю – за сравнительно небольшими по территории странами Европы и Японией. Так, в Бельгии плотность сети автодорог составляет 4800 км на 1000 км 2 территории, в Японии – 3100, в Нидерландах – 3050, в Германии и Франции – 1800 км на 1000 км 2 . А в странах-гигантах, что вполне естественно, этот показатель значительно ниже: в США он составляет 700 км на 1000 км 2 территории, в Бразилии – 230, в Канаде и Австралии – 90—100, в России – 34, в Китае – 200 км на 1000 км 2 .

Читать еще:  Mitsubishi Lancer 10 Технические Характеристики

ПЕРВЫЕ ДВАДЦАТЬ СТРАН ПО ПРОТЯЖЕННОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В 2005 г.

А самые низкие показатели густоты автодорожной сети – в странах Тропической Африки.

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО РАЗМЕРАМ ГРУЗООБОРОТА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В НАЧАЛЕ XXI в.

Таблица 5 СТРАНЫ МИРА, РАСПОЛАГАЮЩИЕ АВТОМОБИЛЬНЫМ ПАРКОМ БОЛЕЕ 10 МЛН МАШИН В 2005 г.

Для оценки работы автомобильного транспорта, как и железнодорожного, обычно пользуются показателями грузооборота и пассажирооборота. Мировой грузооборот этого вида транспорта в 2005 г. составлял 3600 млрд. т/ км, т. е. был несколько меньше грузооборота железнодорожного транспорта. По пассажирообороту (11 000—12 000 млрд. пассажиро-километров) он занимал внеконкурентное первое место. О том, что главную роль в грузообороте автомобильного транспорта играют в основном страны «большой семерки» Запада свидетельствуют данные, приведенные в таблице 4.

Но, пожалуй, наиболее полное представление об автомобильном транспорте как всего мира, так и отдельных стран могут дать сведения о размерах автомобильного парка, который на протяжении XX в. возрастал очень быстро. Перед началом Первой мировой войны мировой парк насчитывал примерно 350 тыс. автомобилей, перед началом Второй мировой войны – 46 млн., в 1950 г. – 50 млн., а в 1975 г. – уже 300 млн. Рубеж в 500 млн. автомобилей был преодолен в 1987 г., а в 600 млн. – в 1997 г. В 2007 г. мировой автопарк достиг 800 млн. машин. Большую часть этого парка составляют легковые автомобили.

Между отдельными, даже ведущими странами автомобильный парк распределяется очень неравномерно, о чем свидетельствуют данные таблицы 5.

Данные таблицы 5 очень наглядно отражают некоторые закономерности современного мирового хозяйства. Первые шесть мест по величине автомобильного парка занимают великие державы западного мира. Среди стран-лидеров по этому показателю фигурируют три ключевые развивающиеся страны – Китай, Бразилия и Мексика, а также Россия, Канада, Австралия и три менее крупные страны – Испания, Польша и Республика Корея. Кстати, при оценке роли США как страны, которая возглавляет список лидеров, нужно все же иметь в виду, что ныне ее доля в мировом автопарке составляет менее 1/3, тогда как на рубеже 50—60-х гг. XX в. она достигала 2/3.

Конечно, по размерам автомобильного парка тоже можно судить об уровне автомобилизации. Но все-таки правильнее измерять этот уровень при помощи других показателей. Обычно для его оценки применяют показатель количества личных автомобилей, приходящихся на 1000 жителей. Наиболее высок он в странах Западной Европы, в США, Канаде, Австралии и Новой Зеландии (рис. 2). Выходит, что в среднем в Западной Европе на тысячу жителей приходится от 300 до 600, в США – 675, в Канаде – 570, в Японии – 470, в Австралии – 520 и в Новой Зеландии – 630 легковых автомобилей.

Рис. 2. Страны с наиболее высоким уровнем автомобилизации

Из других стран мира очень высок уровень автомобилизации у некоторых небольших государств, преимущественно нефтеэкспортирующих (в Брунее на 1000 жителей приходится 575 автомобилей, в Кувейте – 360, в Бахрейне – 240, в Катаре – 220), а также и других (в Ливане – 320, на Кипре – 750). А самые низкие в мире показатели – у наименее развитых африканских и азиатских стран: в ЦАР, Сомали и Танзании – 0,1, в Мозамбике – 0,3, в Бангладеш – 0,5, в Мьянме – 0,8, в Эфиопии и Танзании – 0,9 автомобиля на 1000 жителей. Выходит, что между ведущими странами и странами-аутсайдерами по уровню автомобилизации действительно возникла дистанция огромного размера.

Для характеристики уровня автомобилизации используют и другой, возможно, еще более наглядный показатель – количество людей, приходящихся в среднем на один легковой автомобиль. Для США он составляет 2, для Канады, ФРГ, Франции, Великобритании, Японии – от 2 до 3, для Бразилии – 8, для Индии – 130, а для Китая – 80 человек.

Россия по развитию автомобильного транспорта значительно отстает от уровня стран Запада. В первую очередь это относится к печально знаменитым российским дорогам, которые и по протяженности, и в особенности по качеству уступают дорогам ряда зарубежных стран: 1/3 ее дорог имеет гравийное, щебенчатое или булыжное покрытие, а 1/10 – это грунтовые дороги. Густота автодорог (34 км на 1000 км 2 ) в России намного ниже, чем в любой другой европейской стране. По размерам автомобильного парка Россия занимает только седьмое место в мире. Что же касается уровня автомобилизации, то даже при росте за последнее время этого показателя с 60, до более, чем 180 машин на 1000 жителей, он еще остается заметно более низким, чем, скажем, в Польше, Венгрии или Болгарии. К тому же этот автомобильный парк распределен между субъектами Российской Федерации крайне неравномерно. Больше всего личных легковых автомобилей у жителей Москвы и Московской области, Калининградской области, Ханты-Мансийского автономного округа и областей Дальнего Востока (благодаря приобретению подержанных японских автомобилей), а меньше всего – у жителей Европейского Севера, Центра, Волго-Вятского и Уральского районов, Восточной Сибири.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector